НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

c 26 марта по 30 июняМосква
Вейсберг В.Г. Апельсины в черных бумажках на черном столе (собрание In Artibus)
Вейсберг В.Г. Куст
Вейсберг В.Г. Арбуз и виноград (cобрание In Artibus)
Вейсберг В.Г. Семья Щегловых
Вейсберг В.Г. Галя в зеленой блузке
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет монографическую выставку Владимира Вейсберга (1924–1984) в год его столетия.

Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» откроется 26 марта 2024 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Она имеет двойное посвящение: собственно художнику и его исследователю - Анне Чудецкой (1958-2023), хранителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концепция основана на материалах Анны Чудецкой и ее фундаментальной монографии "От цвета к свету".

Владимир Вейсберг - выдающийся русский художник и теоретик искусства, принадлежащий к послевоенному поколению авторов, становление которых пришлось на середину 1950-х - начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывалось в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма, он - художник традиции, постижение законов классического искусства было целью его теоретических поисков и живописной практики.

Связь Владимира Вейсберга с ГМИИ им. А.С. Пушкина была постоянной - с ранней юности и до последних лет жизни он почти еженедельно посещал музей. Этот союз продлился и после кончины художника: его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар Пушкинскому музею коллекцию живописи и графики. Благодаря этому ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает самым большим музейным собранием произведений Вейсберга.

Выставка "От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга" - последовательный рассказ о творчестве мастера - поделена на семь разделов и строится по хронологическому принципу.

Два зала посвящены так называемому цветному периоду - произведениям второй половины 1950-х, когда творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденскои? коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Веи?сберг устроился в музеи? разнорабочим - так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе - импрессионистов и Сезанна. Впечатления от непосредственного контакта с произведениями оказали огромное влияние на формирование творческого метода художника.

Зал "Преображение реальности" посвящен становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены знаковые произведения этого периода - "Посвящение Сезанну", "Композиция с газовой тканью", "Архитектура" и другие. В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы художник выступил с докладом "Три вида колористического восприятия", ознаменовавшим поворот в его творчестве. Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания.

Зал рисунка открывает зрителю "лабораторию Вейсберга", длительное время следовавшего жесткому распорядку: утром - живопись, вечером - рисунок. В повседневной творческой практике художник использовал рисунок на стадии непосредственного восприятия, в то время как в акварели, при работе с цветом в изображении обнаженной натуры начинался процесс дематериализации формы.

"Невидимой живописи" зрелого периода посвящены два заключительных зала. "Архитектура валеров" - такой термин Веи?сберг использовал в середине 1960-х для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков. "Белое" произведение художника никогда не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валерами. В начале "белого" периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства.

"Гармония должна быть создана на холсте", - говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о "гармоничной целостности". Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изображенное окутано единой цветосветовой средой. Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, "оторваться от предметного" и растворить его, привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву "белого на белом".

Анна Чудецкая, памяти которой посвящена выставка, сделала Владимира Вейсберга героем своей кандидатской диссертации. Затем последовали статьи, альбомы, монография "От цвета к свету" (2018). Постоянная работа Анны Юрьевны по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника не прекращалась до последних дней ее жизни. Столетний юбилей Вейсберга мог стать еще одной вершиной на пути осмысления творчества художника.

К выставке подготовлены образовательная и инклюзивная программы, а также сувенирная коллекция.

Кураторы: Анна Чудецкая (1958–2023), кандидат искусствоведения, хранитель фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, частные собрания.

Выставка пройдет при поддержке Фонда Владимира Вейсберга.

Музей выражает благодарность фонду In artibus.

Даты проведения: 26 марта – 30 июня 2024 г.

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Москва, Волхонка, 14)

www.museum.ru/N84413
Ваше мнение »»

»»Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков
Адрес:город Москва, Волхонка, 14
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 697-15-46, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru