В Тверском императорском дворце открылась выставка "Иконы Григория Васильевича Васильева (Сороки) из собрания Тверской областной картинной галереи".
Творческая жизнь талантливого ученика Алексея Гавриловича Венецианова Григория Васильевича Васильева (Сороки) (1823-1864) оказалась яркой и плодотворной. На сегодняшний день известно около сорока его произведений, хранителями которых являются ведущие музеи страны, в том числе Тверская областная картинная галерея.
В собрании находятся не только лирические пейзажи и портреты, принесшие художнику наибольшую известность, но и произведения иконописи. Г.В. Сорока помогал своему учителю А.Г. Венецианову в написании икон для церквей, копировал картины старых итальянских и испанских мастеров Корреджио, Мурильо, Рубенса, Леонардо да Винчи. По заданию Венецианова Сорока делал списки с икон В.Л. Боровиковского из иконостаса Новоторжского Борисоглебского монастыря. Заказчиками у Григория Васильевича выступали как Николо-Теребенский монастырь, так и окрестные храмы Вышневолоцкого уезда в Покровском, Поддубье, Маковищах. В последние годы жизни основным источником дохода Григория Сороки было написание икон. У него была иконописная мастерская в Покровском, свои ученики. Среди них известен Яков Иванович Русичев из Язвихи (Яша-живописец), весьма востребованный иконописец в Тверской епархии.
Икон, выполненных Г.В. Сорокой, дошло немного. В собрании Тверской галереи хранятся «Въезд в Иерусалим» и два изображения «Спаса Нерукотворного». Иконы были выявлены в результате экспедиций по венециановским местами и описаны научными сотрудниками галереи С.Н. Юреневым и Е.К. Мроз в 1930-40-е гг.
Представленные на выставке иконы «Спас Нерукотворный» были написаны Г.В. Сорокой в 1840-е–1850-е годы. Они были преподнесены в дар нашему музею потомками художника А.П. Беляевым в 1940 г. и его внучатым племянником Е.В. Сорокиным в 1962 г. Ранее иконы находилась в селе Покровском и в церкви села Поддубья Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, священник которой находился в многолетней дружбе с А.Г. Венециановым. В селе Дубровском стоит храм Спаса Нерукотворного образа, у крестьян хранились списки с почитаемых святынь.
Иконография Нерукотворного образа сложилась согласно преданию о том, что Иисус Христос, умыв лицо, приложил к нему убрус, и на ткани чудесным образом отпечатался Его лик. Этот святой убрус был отправлен в Эдессу к царю Авгарю, больному проказой. Приложившись к плату, царь получил исцеление.
Иконы с изображением Мандилиона (Нерукотворного образа) почитались российскими государями, они были моленными образами у Петра I, императора Александра III. Такую икону создал В.Л. Боровиковский для Михайловского храма в Петербурге.
Сама иконография сохранилась неизменной на протяжении веков, но лик Христа писался объемным, по подобию и с реальным размером человеческого лица, был осязаем, плотен, с румянцем; плат с мягкими шелковистыми складками. Живописные иконы XIX века в западной традиции представляют лик Спасителя в соответствии с новым идеалом красоты, со спадающими на плечи светло-коричневыми волнистыми волосами, яркими, выразительными голубыми глазами. В иконах самого А.Г. Венецианова, как и его ученика Г.В. Васильева (Сороки), образ получает свои особые, «одушевленные» православной традицией, свойства. Такой тип получил именование «венециановского».
Выставка открыта с 22 ноября 2023 по 14 января 2024 года по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д.3, Тверской императорский дворец, Венециановский зал (№2-8).