НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

7 декабря 2023Санкт-Петербург
Рюмочная передача из «Сервиза с камеями». Севрская фарфоровая мануфактура, 1778-1779. Государственный Эрмитаж
Передача рюмочная в подражание «Сервизу с камеями». Императорский фарфоровый завод, 1780-е. Государственный Эрмитаж
Чашка с портретом короля Франции Людовика XVI. Севрская фарфоровая мануфактура 1782. ГМЗ «Павловск»
Чашка с портретом королевы Марии Антуанетты. Севрская фарфоровая мануфактура, 1782. ГМЗ «Павловск»
Бюст королевы Марии Антуанетты. Севрская фарфоровая мануфактура, 1782. Государственный Эрмитаж
7 декабря 2023 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана», где подлинные изделия Севрской мануфактуры представлены рядом с искусными подражаниями и подделками.

«Севр – это явление культуры, которое включает в себя и производство, и подражание, и соревнование (сделать не хуже), и замену разбитой посуды, и подделки, и сознательные фальсификации, и всю историю бренда и стиля, которые называются СЕВР, – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – При таком историко-культурном подходе любая вещь становится интересной. И такими их и делают авторы выставки».

Всего Эрмитаж покажет более полутора сотен предметов: вазы, образцы посуды и фарфоровую пластику. В их числе:

– те, что несомненно выполнены на Севрской мануфактуре в период её расцвета, в XVIII – первой половине XIX века;

– предметы, изготовленные мастерами Севра в начале ХХ века по формам XVIII столетия;

– изделия Императорского фарфорового завода и мануфактуры князя Николая Борисовича Юсупова в Архангельском, созданные в подражание севрским оригиналам;

– сомнительные работы, происхождение которых до сих пор вызывает вопросы;

– фальсификации, изготовленные на французских и европейских заводах с единственной целью – ввести в заблуждение.

Среди шедевров – предметы из «Сервиза с камеями», созданного по заказу Екатерины II для князя Григория Потёмкина; сервиз мадам Дюбарри; чашки с портретами короля Франции Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты, декорированные эмалью.

Главная задача экспозиции – продемонстрировать разницу между шедеврами Севра и подражаниями им.

***

История Севрской фарфоровой мануфактуры началась в 1740 году, когда в Венсенском замке неподалёку от Парижа было основано небольшое фарфоровое производство.

Поначалу изделия Венсена находились под сильным влиянием продукции Мейсенской мануфактуры, однако очень скоро ситуация изменилась. Количество и разнообразие создаваемых предметов росло, и к 1756 году помещений Венсенского замка стало недостаточно для расширяющегося производства. Фабрика переехала в Севр, предместье Парижа, где и находится по сей день. Современники быстро оценили достойное удивления сочетание колорита и форм, изящество и хрупкость изделий, оригинальность и богатство орнамента, уже севрскому фарфору начали подражать мануфактуры Европы и России.

Не стоит осуждать применение севрских мотивов в выборе декора и форм другими мануфактурами, которые подстраивали их под собственные художественные задачи, руководствуясь своим вкусом и техническими возможностями. Примером такого заимствования являются изделия Императорского фарфорового завода, в их числе – рюмочная передача, которая была сделана по образцу одной из посудных форм самого знаменитого шедевра Севра – «Сервиза с камеями». При изготовлении рюмочной передачи на ИФЗ не ставили задачи полностью повторить декор. Отличие русского экземпляра состоит в изменении цветовой гаммы: вместо бирюзового фона было выбрано сочетание пурпурного и коричневого цветов.

Вполне закономерным представляется и максимально точное копирование севрских образцов, которое происходило на Императорском фарфоровом заводе с XVIII и до начала XX века. Имитации создавались не с целью фальсификаций, а для совершенствования собственного мастерства или восполнения утрат. Доделки знаменитых севрских посудных ансамблей продолжались на протяжении всей истории Императорского завода. Ещё в начале XX века изготавливались изделия в подражание Зелёному сервизу и сервизу «Листья капусты».

Другой пример – фарфоровые вазы, представленные на выставке. Долгое время считалось, что они были подарены императором Наполеоном Бонапартом Александру I вместе с двумя аналогичными, которые сейчас находятся в Павловском дворце-музее. Предполагалось, что эрмитажные вазы тоже были изготовлены на Севрской мануфактуре. Однако исследования показали, что они существенно отличаются от севрских стандартов: форма не идеально яйцевидная, более утолщённая в диаметре, бронзовые ручки длиннее, есть различия в фоне.

Благодаря изучению «Описи вещей, находившихся в Эрмитаже с 1786 года», составленной камердинером Иваном Лукичом Лукиным, специалисты узнали, что две вазы, столь похожие на севрские, на самом деле «с казённых фарфоровых заводов поднесены Государю Императору Александру I Действительным тайным Советником и Кавалером Гурьевым».

Известно, что на собственной мануфактуре Николая Борисовича Юсупова в Архангельском также велись работы по севрским образцам. Русские мастера тренировали глаз и руку, копируя оригинальные изделия. При сравнении предметов видно, что отечественным мастерам не давался синий цвет, чуть бледнее были краски цветочной росписи. На тарелке из Архангельского розовый букет в центре выписан не так детально и уступает севрскому в прорисовке и разнообразию оттенков.

Наш современник, выдающийся исследователь Антуан Альби, долгие годы заведовавший химической лабораторией на Севрской мануфактуре, утверждает: «В наши дни, на сто предметов, носящих марку Севра, девяносто являются подделками или вызывают сомнения». Чаще всего учёным приходится иметь дело с подражаниями, доделками, поздними дополнениями старых изделий новым декором.

Трудности в атрибуции существовали всегда, поэтому любые «работы над ошибками», как в виде выставок, так и в виде конференций, лекций и публикаций, крайне важны. В последние десятилетия, благодаря открытости мирового культурного сообщества, развитию интернета, получению высококачественных изображений, появились недоступные исследователям в прежние годы массивы информации. Экспозиция в Синей спальне Зимнего дворца – ещё одна попытка привлечь внимание к проблеме атрибуции копий и имитаций изделий знаменитой Севрской мануфактуры.

К выставке подготовлен научный каталог (издательство Государственного Эрмитажа, 2023).

Куратор выставки – Ян Эрвинович Виленский, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель европейского фарфора.

Посетить экспозицию можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

Когда: 7.12.2023 - 22.09.2024

Где: Зимний дворец, Синяя спальня

www.museum.ru/N83878
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 24.02.2024  x    ?  


Выставка «Дыхание Донецка» в Музее артиллерии

Тайны соборов эпохи Ивана Грозного

Выставка фотографий "Святыни Сербской православной церкви" в Часовне-музее Спаса на Крови

Новые загадки картин Леонардо да Винчи

Выставка "Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения" в Русском музее

Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Выставка «Герои и прототипы» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Четвертый сезон проекта «АРТ. Точка» в Музее Сурикова

Выставка «Они разрывают меня на части» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Армянские мотивы в Сибири

Выставка «Театр Надежды Ламановой»

К 90-летию Михаила Жванецкого. Выставка «А юмор – это жизнь!» в галерее Artstory

Выставка к 125-летию Санкт-Петербургского политехнического университета

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Выставка "И близких всех душа не позабудет..."

Персональная выставка Зои Гавшинской «Мир полон звуков…»

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Salon de 4ceramics

Выставка "Не смеют крылья чёрные над Родиной летать" в Музее артиллерии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru