НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности

c 18 ноября 2023 по 18 февраля 2024Санкт-Петербург
Андреа Мантенья (1431–1506). Битва морских божеств (правая половина). 1470-е гг. Государственный Эрмитаж
Морское чудище. Альбрехт Дюрер (1471-1528). Oк. 1497 г. Государственный Эрмитаж
Фрагмент от саркофага с изображением морского кентавра и нереиды. Рим. Середина III в. Государственный Эрмитаж
Инталия с изображением нимфы Ауры на морском чудовище. I в. до н. э. – I в. н. э. Резчик Диоскурид. Государственный Эрмитаж
18 ноября 2023 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа откроется выставка «Формулы Андреа Мантеньи. Северо-итальянская графика и возрождение Античности».

На экспозиции представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (резных камней, керамики, фрагментов доспеха). В центре внимания – семь собственноручных гравюр Андреа Мантеньи, одного из самых важных мастеров Раннего Возрождения. Это листы «Положение во гроб», «Христос между святыми Андреем и Лонгином», две половины «Битвы морских божеств», «Богоматерь с младенцем» и парные гравюры «Вакханалия с Силеном» и «Вакханалия с винной бочкой».

Основная задача выставки – проследить ход мысли мастера, показать античные и средневековые прототипы его образов, а также продемонстрировать, как распространялись и видоизменялись в произведениях учеников и подражателей пластические формулы человеческих эмоций, найденные Мантеньей.

Куратор выставки – Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

Участники выставки: Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; Российская Государственная Библиотека, Москва; Российская национальная библиотека.

Посетить выставку «Формулы Андреа Мантеньи. Северо-итальянская графика и возрождение Античности» можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

***

Андреа Мантенья, как и все художники Ренессанса, пытался возродить Античность, оживить и продолжить великое древнее искусство. Для этого он выработал особый метод: находил в произведениях античных мастеров наиболее выразительные позы и композиции – своеобразные формулы, выражающие пиковые эмоции – и затем использовал их. Жизни этих форм и формул в графике самого Мантеньи и творениях его последователей посвящена выставка.

Вокруг каждой из гравюр Мантеньи выстроены наглядные цепочки последовательных влияний, очевидных и предполагаемых связей: от античных прототипов, вдохновлявших мастера, до творений художников, подражавших ему. Каждая из линий развёртывается во времени, давая различные трактовки и варианты развития одних и тех же формул в творчестве мастеров разных эпох.

Например, двухчастная «Битва морских божеств» Андреа Мантеньи – своего рода перевод рельефа на язык гравюры. Античные мотивы, использованные в этих листах, заимствованы, вероятнее всего, из рельефов древних саркофагов. На выставке можно увидеть свидетельствующий об этом фрагмент саркофага римской работы III века – он украшен изображениями морского кентавра и нереиды.

В свою очередь, ярким примером влияния образов Мантеньи на художника следующего поколения является гравюра Альбрехта Дюрера «Морское чудовище». Фантастический образ чудища и центральная женская фигура в этой композиции очевидно вдохновлены «Битвой морских богов».

Важно, что и Мантенья, и Дюрер заимствуют у предшественников только пластические формулы. Сюжетная основа при этом не сохраняется. На античных саркофагах мы видим изображения торжественных процессий, посвящённых тому или иному морскому божеству. В то время как гравюра Мантеньи представляет собой аллегорию зависти. Об этом говорит фигура уродливой старухи, которая держит табличку с соответствующей надписью.

Сюжет «Битвы морских богов», вероятнее всего, навеян мифом о тельхинах, загадочных существах, славившихся мастерством создавать произведения искусства, в частности, из металла, настолько тонкие, что те казались живыми. Однако будучи объяты завистью, тельхины не только не делились секретами мастерства с другими народами, но и отчаянно сражались между собой. В наказание их народ поглотили воды, а остатки его рассеялись.

Главная героиня листа Дюрера, в котором очевидно просматривается влияние «Битвы морских божеств», – прекрасная обнажённая женщина, её увозит чудовище, получеловек-полурыба. У берега остались купающиеся подруги и отчаявшиеся мужчина и женщина, в их сторону устремлён страдальческий взгляд героини. Пластическая формула обретает новое содержание.

Проследить за тем, как одна и та же формула, одна и та же эмоция накладывается на разный сюжет, языческий миф или христианскую притчу, можно и на других примерах, тщательно подобранных куратором.

Искусство гравюры, хоть и менее зрелищно, чем живопись, менее интимно, чем рисунок, но напрямую связано с тиражированием и передачей образов. Это вечное превращение образов в искусстве показано на выставке, которая разворачивается как история об иногда очевидных, а иногда запутанных связях между произведениями.

***

Впервые термин «формула», «формула пафоса», вынесенный в название выставки, применил к произведениям искусства немецкий историк искусства, этнограф и культуролог Аби Варбург, написавший свои основные труды в начале XX века.

Категория «формула пафоса», согласно Варбургу, обозначает изобразительную схему, которая позволяет передать пиковые эмоции. Концепция эта, хоть ей уже и больше ста лет, в целом, не противоречит выводам современной науки. Существенная разница состоит лишь в том, что в наше время исследователи смогли объяснить, как именно функционируют пластические формулы. С точки зрения немецкого учёного, они находились в общей культурной памяти человечества, и именно к ней обращались самые талантливые художники Античности и Ренессанса. Сейчас мы знаем, что речь идёт не о хранилище образов. «Формулы пафоса» базируются на общечеловеческой способности опознавать эмоции другого человека – будь он живым или изображённым – и заражаться ими. Наша эмпатия связана с «зеркальными» системами мозга – нейронами, которые активируются как при выполнении человеком определённых действий, так и тогда, когда человек смотрит, как эти действия выполняет кто-то другой.

Когда: 18.11.2023 - 18.02.2024

Где: Двенадцатиколонный зал

www.museum.ru/N83723
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

Выставка «Под покровом любви» в Музее кино

"Это нужно живым…". Монументы Победы

Выставка «Битва за Ленинград» в Музее политической истории России

Булгаков Фест 2025 ко дню рождения писателя

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «В шкафу» в Московском музее современного искусства

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru