3 ноября в Музее В.А. Тропинина впервые открывается выставка из собрания Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника "Абрамцево". Выставка приурочена к 105-летию Музея-заповедника в уходящем году и 55-летию Музея В.А. Тропинина в 2024 году.
Выставка "Абрамцево. Искусство или жизнь?" представляет творчество художников уникального объединения - Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка.
Среди представленных в экспозиции 49 экспонатов - финальный эскиз к картине "Алёнушка" Виктора Васнецова и его эскизы к опере "Снегурочка", керамика Михаила Врубеля, живописные произведения Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Ильи Репина, мебель по рисункам Елены Поленовой и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства из собрания малой родины русского модерна. Наследие "Абрамцева" отражает сложные поиски "русского стиля", показывает развитие образно-пластической системы от "Алёнушки" Васнецова до керамической сюиты Врубеля.
Тема выставки "Искусство или жизнь?" выстроена вокруг цитаты поэта Валерия Брюсова из его статьи в журнале "Мир искусства" 1903 года. "Искусство или жизнь?" - вопрос о миссии и месте искусства в жизни особенно остро звучал на переломе XIX и XX столетий. Ответом на вопрос и стало появление Мамонтовского кружка. Центр актуального искусства того времени создал, пестовал и развивал владелец усадьбы, скульптор, меценат и известный предприниматель Савва Мамонтов.
Увлечённость искусством Саввы Мамонтова позволила преобразовать усадьбу по законам красоты, сделав его и творческой лабораторией, и художественным центром. В Абрамцеве были основаны две мастерские: столярная и керамическая. Выполненные по эскизам художников мебель, предметы быта, печи, изразцы украшали не только постройки и интерьеры усадьбы. Абрамцевскими изразцами декорировали многие здания в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Таганроге, Самаре. Ельце, Рыбинске и т.д.
В Абрамцеве, может быть, впервые в России утверждался тезис о том, что искусство нельзя делить на высшее и низшее. Художники по-своему понимали задачи: картина должна была стать не музейным экспонатом, а принадлежностью быта, составлять единый ансамбль с предметами обихода, архитектурой. Савва Мамонтов был уверен, что общество можно изменить через искусство. "Нужно приучать глаз народа к красивому: в храмах, на вокзалах, на улице", - утверждал он.
Всеобщим увлечением в Абрамцевском кружке был театр. Художники, оформлявшие спектакли, были одновременно актёрами и постановщиками. Из домашнего театра вырос профессиональный - "Русская Частная опера С.И. Мамонтова". Так как в домашнем театре ставились драматические спектакли, иногда с музыкальными вставками, а основал Мамонтов оперный театр с русской и зарубежной классикой.
За десять лет в Абрамцеве был создан уникальный архитектурный ансамбль, позволяющий проследить развитие новых форм в архитектуре от историзма до неорусского стиля. На выставке представлены эскизы первых сооружений модерна: Виктора Васнецова к Абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного, "Избушке на курьих ножках", часовне, а также макет "Избушки" мастера Николая Филасова.
В Абрамцеве сформировался особый тип "универсального" художника, что стало одной из ярких примет времени. Живописцы занимались различными видами творчества - создавали архитектурные проекты и строили церковь, участвовали в театральной жизни, придумывали проекты мебели и способствовали её реализации, лепили в керамической и скульптурной мастерских.
Куратор выставки Елена Митрофанова отмечает: "Хорошо известны слова Станиславского о Мамонтове: "Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство". Благодаря увлечённости, усилиям, энергии Мамонтовых и их единомышленников в Абрамцеве лозунги о преобразовании действительности искусством не только провозглашались, но воплощались в конкретные дела. Здесь возникла идея синтеза искусств, рождался новый стиль - русский модерн".
Куратор: Елена Митрофанова, заместитель директора Музея-заповедника Абрамцево по науке, кандидат искусствоведения
Дизайн экспозиции - архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер, студия ЧАРТ.
Даты: 3.11.2023 - 25.02.2024