Российская академия художеств представляет выставочный проект «Действительность видимости», в котором будут представлены произведения московских авторов, академиков РАХ Александра Ситникова и Ольги Булгаковой, а также члена-корреспондента РАХ Натальи Ситниковой. Проект продолжает серию академических выставок творческих династий.
Семья – это близкие люди в едином порыве взаимного поиска, преемственность ремесла и обретение профессии, которое лишено мук и лишних сомнений. Семья – это символ исторического развития и общественного уклада, место изобретаемой традиции. Искусство любит большие и благополучные семьи, а его история и выставки культивируют родство как событие – такое ясное и отчётливое, особенно при беглом взгляде и неосторожном сопоставлении. Многие зрители, вероятно, изберут для себя эту логику закреплённого смысла. Их выбор будет рациональным и последовательным, так как биографическая фабула легко поддается трактовке, а экспозиция адаптируется под заранее выстроенный ход рассуждений, захваченных поколенческой метафорой.
В рамках выставочного проекта «Действительность видимости» Александр Ситников, Ольга Булгакова и Наталья Ситникова если и не порывают с метафорикой семьи окончательно, то деликатно от нее дистанцируются. Название выставки при первом приближении кажется парадоксальным и как будто противоречивым. Разве действительность и видимость созвучны? Одно понятие исключает другое: бытие исчерпывает иллюзорность и наоборот. Как будто перед нами игра в язык, оксюморон. Данное впечатление оказывается обманчивым.
Оставляя пространства залов Российской академии художеств наедине с картинами, чья эстетическая ценность определяется не принципом семейного наследования или принадлежностью к профессиональному сообществу, но автономией живописной поверхности, художники делают акцент на изображении картины как специфическом объекте, который одновременно обладает и материальностью и образностью.
Александр Григорьевич Ситников относится к поколению художников, начавших свой путь в искусстве в 1970-х годах, чьё творчество характеризуется интеллектуальной многозначностью, эрудицией, иронией, метафоричностью, игрой и театральностью. Он родился в 1945 году, окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова в 1972, где учился в мастерской Н.А. Пономарева и О.М. Савостюка. Художественный стиль Александра Ситникова объединяет элементы пластической системы искусства архаики и древнерусской иконописи, авангарда и европейского модернизма. Мастер отходит от традиционных принципов изобразительности, основанных на подражании реальности, и ориентируется на символистский опыт, раскрывая внутренне содержание окружающей действительности. Через созданную им систему художественных иносказаний он выражает интересующие его вечные, экзистенциальные проблемы: смысл жизни, свобода художника и человека. Часто обращаясь к карнавальной стихии, мастер сочетает прекрасное и романтическое с гротескным. Используя чистые, сияющие краски, он одрагоценивает холст, придавая ему таинственную власть вечной красоты.
Изображение в работах Александра Ситникова получает развитие в устройстве тех объектов и аспектов мира, которые являются не столько видимыми, сколько завязанными на знании, воображении и неустанной интеллектуальной работе. Интересно, что художник в рамках одной работы переключается с «коллажа» на ассамбляж. Остающийся в пределах станковой картины, стилизованный коллаж сосуществует с устойчивыми отношениями между визуальным образом живописи и пластической организацией материальных объектов. Взаимодействие фактур в плоскостной системе координат холста получает второе «сетевое» пространство отношений, в котором ассамбляж остается «таковым» пока сохраняется композиционное ядро включенных в него разнородных вещей.
Творчество Ольги Васильевны Булгаковой, так же как и Ситникова, тесно связано с направлением «семидесятников». Она родилась в 1951 году в Москве в семье художников Василия Ивановича и Матильды Михайловны Булгаковых, которые стали её первыми и главными учителями. Академическое художественное образование она получила в МСХШ и МГХИ им. В.И.Сурикова, где познакомилась с будущим супругом А.Ситниковым. В своих произведениях мастер словно конструирует мир, используя некий пластический код в колорите, свете, пространстве, соотношении объёмов, метафоричности. В каждом ее холсте есть подтекст, тайный замысел. Комбинации изящных деталей, живописной формы, использование символов, взаимодействие цвета и удивительного воображения живописца придают её картинам уникальный характер. Изобразительная ткань живописи Ольги Булгаковой раскрывается в поэтической суггестивности цвета и ускользающей телесной пластике, словно проявленной самим фоном. При фокусировании взгляда на отдельной части картины, другие элементы начинают выполнять функцию фона, что приводит к их постоянной смене в зависимости от траектории изучения. Жест, поза, узнаваемый силуэт и иконографический сюжет мыслятся уже не как второстепенный элемент, дополняющий композицию, но как объект небольшого участка поля зрения, разрастающегося в цепь последовательного развития поверхности изображения и экзистенциального проживания формы. Неудивительно, что художник выбирает для себя принцип работы сериями: плоскость холста выступает условием доступа к эмпирической длительности художественного образа. Работа обретает себя на уровне зрительного восприятия и способности образа быть окном в действительность, быть острием ножа, разрезающего дыры в пространстве между мирами. Структурируя наш опыт как иконический этот образ, охваченный взглядом, определяет живопись как автономную среду, обладающую глубиной. Ее восприятие, в свою очередь, обусловлено парадоксальным с точки зрения логики жанров и видов станковой картины движением вглубь поверхности.
Наталья Александровна Ситникова – один из самых ярких представителей современного абстрактного искусства. Так же как и её родители – Александр Ситников и Ольга Булгакова, она является художником-философом, создающим свой образно-пластический художественный мир. Она родилась в 1978 году, училась в мастерских Н.И.Андронова и П.Ф.Никонова в МГАХИ им. В.И.Сурикова, затем продолжила обучение в Институте проблем современного искусства. Работая в основном с форматом станковой абстрактной картины, автор ищет сферу применения и границы языка живописи, существующей в пространстве современной искусства и преодолевающей границы культурной и исторической памяти модернизма. В живописи Натальи Ситниковой нет ни чисто внешней структуры, ни исключительно внутреннего основания, но скорее есть логика, удерживающая изображение и образ вместе — в пределе развертывающегося события. На указанной границе получает развитие визуальный язык, продиктованный сериями картин и живописными объектами-инсталляциями. Всякая мысль о картине начинается с поиска пространства совместности: бытие всегда уже пребывает со зрителем. В нём проявляется особый тип «экспозиции», налаженной взглядом и художника, и наблюдателя, а также ответный модус присутствия картины. Стоит также отметить, принцип схематизма, который заложен в её живописные объекты в качестве рационального обоснования категории возвышенного, что позволяет художнику приблизиться к двум установкам: с одной стороны попасть в резонанс и пульсацию настоящего, но не застрять в сегодняшнем моменте, а с другой стороны уловить масштаб изображённого события так, чтобы привязка ко времени постепенно доросла до универсального состояния.
В экспозиции «Действительность видимости» в залах Российской академии художеств произведения Ольги Булгаковой, Александра и Натальи Ситниковых образуют диалог, отражая, при всех стилистических различиях, внутреннюю сущностную близость. Представленные на выставке работы демонстрируют глубокую индивидуальность авторов и одновременно с этим непрерывное развитие выбранной линии в искусстве.
На основе статьи Александра Саленкова
Сроки экспонирования: 18 октября – 5 ноября 2023 года
Место экспонирования: залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
Возрастное ограничение: 18+