Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает цикл выставок редко экспонируемых произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из фондовых хранилищ и открывает проект, посвященный нумизматическим памятникам эпохи Возрождения. С помощью монет можно представить своеобразную карту Италии и показать государства и города, которые были основными участниками и инициаторами политических и культурных событий того времени.
На выставке можно увидеть 20 золотых, серебряных и бронзовых монет. Экспозицию дополнит карта Италии 1570 года из географического атласа "Theatrum Orbis Terrarum" Абрахама Ортелия (1528-1598), составленная Джакомо (Якопо) Гастальди (около 1500 - 1566), две итальянские скульптуры того же периода, а также произведения медальерного искусства XV-XVI веков: работы Антонио Пизанелло, Маттео де Пасти, Валерио Белли и других знаменитых медальеров эпохи Возрождения. Все предметы происходят из собрания Пушкинского музея.
Монеты ренессансной Италии - удивительные памятники своего времени, они были свидетелями важнейших событий. В этих небольших предметах отразились эстетические поиски эпохи Возрождения, политические, династические и экономические перемены.
Привычная для жителя средневековой Европы монета - это маленький плоский кружок с простейшими символами и иногда очень условными изображениями правителей. Однако в эпоху Возрождения люди открыли для себя античные монеты - крупные, рельефные, с яркими портретами и живыми образами на оборотных сторонах. Это не могло не повлиять на облик монет XV-XVI веков.
Весь юг Апеннинского полуострова находился под властью Неаполитанского королевства, где господствовала Арагонская династия. Даже в мелких бронзовых монетах времени Фердинанда I Арагонского (1458-1494) заметны веяния новой эпохи: портрет короля на лицевой стороне индивидуален и выразителен, хотя и несовершенен. На оборотной стороне - изображение идущего коня, из-за чего эти монеты получили название "cavallo" ("конь").
Центр Италии занимали области, находившиеся под светской властью пап. Золотой дукат папы Евгения IV (1431-1447) был свидетелем Ферраро-флорентийского вселенского собора 1438-1439 годов - встречи Востока и Запада, значение которой трудно переоценить. Папские монеты в XVI веке испытывали большое влияние медальерного искусства. На римских крупных серебряных монетах помещались портреты понтификов, а на оборотных сторонах - изображения святых, сцены из Нового Завета, гербы и другие символы. На серебряной монете папы Льва X (1513-1521) - изображение Христа, благословляющего апостолов, и легенда на латинском языке "pacem meam do vobis" ("Мир Мой даю вам"), представляющая собой цитату из Евангелия от Иоанна (14:27).
Болонья входила во владения Римской Церкви, однако в конце XV - начале XVI веков она стала культурным и университетским центром при Джованни II Бентивольо (1494-1509). Штемпели для очень редкой болонской монеты достоинством в 2 дуката вырезал Франческо Франча (около 1450 - 1517), о котором Вазари писал: "В течение всей своей жизни он бессменно заведовал болонским монетным двором и делал для него штампы всех монет во время правления Бентивольи".
Феррарский скудо начала XVI века, отчеканенный в период правления Альфонсо I д'Эсте (1505-1534), является истинным произведением монетного искусства. На его оборотной стороне изображен крест и девиз "in hoc signo vinces" ("Сим победиши"). Это изображение отсылает к легенде о загадочном сне будущего римского императора Константина. Ободряющее обещание победы под знаком креста прочно вошло в историю христианского мира и часто возникало в европейском искусстве в XV-XVI веках.
Миланское герцогство переживало в этот период большие династические перемены. Начиная с XIII века правителями там были герцоги Дома Висконти. Однако в 1449 году Франческо Сфорца (1401-1466) занял престол и основал новую династию. В середине XVI века Миланское герцогство утратило независимость и попало под власть Испании, имевшей огромное геополитическое влияние. Герцогством управлял назначенный испанским королем губернатор, а на монетах чеканился портрет Филиппа II с титулом герцога Миланского.
Итальянские республики - Флоренция, Генуя и особенно Венеция - были чрезвычайно консервативны в отношении монетных типов. Монеты там - предмет практической необходимости и символ устойчивого республиканского правления. Венецианские монетные типы восходили к византийским образцам и сохранялись неизменными на протяжении столетий. На лицевой стороне изображался Христос в миндалевидном нимбе, а на оборотной - сцена передачи знамени от апостола Марка к дожу, имя которого указывалось в надписи. Легенда на лицевой стороне гласила: "О Христос, да будет Тебе посвящено герцогство, коим Ты правишь". Слово "ducatus" ("герцогство") дало название золотой монете - дукат. Монеты этого периода стали свидетелями того, как менялась роль Венеции в мире, где изменились торговые пути после открытия Нового света. Монеты Флоренции - флорины и гроссо - с XIII века носят изображении ириса - герба этого города. Они были свидетелями славы Донателло, Брунеллески, Боттичелли… В середине XVI века такие монеты сменятся новыми типами династии Медичи.
Куратор: Юлия Краснобаева, ведущий научный сотрудник отдела нумизматики
Даты проведения: 29 августа - 15 октября 2023
Место проведения: Главное здание (Москва, Волхонка, 12), Итальянский дворик и Белый пол