28 января в Новосибирске откроется выставка «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути». Это третий после Владивостока и Иркутска пункт в маршруте масштабного выставочного проекта, который в прошлом году отправился в путешествие по России по инициативе музея-заповедника «Царское Село». Проект стал возможен благодаря поддержке ОАО «РЖД».
Выставка в Новосибирском историческом парке «Россия – моя история» открывает череду праздничных мероприятий к 130-летию основания Новосибирска. Третий по величине город России начал свою историю 20 августа 1893 года, когда в ходе строительства Транссиба был заложен железнодорожный мост через реку Обь.
Выставочный проект, участниками которого помимо ГМЗ «Царское Село» стали Музей железных дорог России и ГАРФ, посвящен 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали. Экспозиция повторяет маршрут возвращения из путешествия на Восток будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток – Иркутск – Новосибирск – Челябинск. Путь с востока на запад продлится десять месяцев – до июля 2023-го. Проект начал путешествие в конце августа 2022-го: экспозицию в Приморской государственной картинной галерее и Иркутском областном краеведческом музее им. Н.Н. Муравьева-Амурского посетили более 7 тысяч человек.
На выставке в Новосибирске представлено более 100 предметов из собрания ГМЗ «Царское Село», Музея железных дорог России (Санкт-Петербург), киностудии «Ленфильм». Среди них – живопись, графика, фотографии, документы (в том числе с маргиналиями Николая II), мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.
Экспозиция в Новосибирском историческом парке «Россия – моя история» дополнена комплексом предметов, которые рассказывают о стремительном развитии города в начале ХХ столетия как крупнейшего промышленного, военного и транспортного узла в центральной Сибири. Среди них – фотографии Ново-Николаевска 1910–1930 годов, знаки отличия времен Первой мировой войны, предметы обмундирования 54-го Сибирского стрелкового полка, сформированного в Томске, и 41-го и 53-го Сибирских стрелковых полков, сформированных, либо расквартированных на территории военного городка в Ново-Николаевске.
Разделы дополнены архивными документами и фотографиями (в цифровом формате – ГАРФ, РГИА, Челябинского областного государственного архива, РНБ), а также мультимедийными проектами (VR-путешествие в императорском поезде – компании «РЖД»). ГАРФ предоставил для проекта больше ста сканов документов и фото.
Выставка рассказывает о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны. Она уделяет внимание и отдельным страницам истории развития железных дорог в России, связанным с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.
Первая «пробная» железная дорога была построена по воле Николая I. Несмотря на то, что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала неоспоримым аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.
Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога — великий Транссиб. Он сооружался под личным контролем Николая II. Император понимал с самого дня закладки значение этой магистрали для развития страны. До сих пор по множеству параметров Транссиб остается непревзойденным инженерно-техническим сооружением.
В Новосибирске выставка работает до 11 апреля, затем отправится в Челябинск. В каждом городе она дополняется предметами и документами, которые имеют отношение к теме экспозиции.
Информация получена от музея-заповедника «Царское Село»