НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Погоны. История и современность" в Музее артиллерии

c 20 января по 31 августа 2023Санкт-Петербург
Афиша
В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск открылась выставка "Погоны. История и современность". На выставке можно проследить эволюцию погона в русской, а потом в советской армии. Интересна подборка погон, которые существовали в русской императорской армии незадолго до ее расформирования. Широко представлены знаки различия, введенные в молодой Советской республике после отмены погон. Особого внимания заслуживают погоны, появившиеся в результате Указа от 6 января 1943 года. В большом объеме представлены погоны военнослужащих Советской Армии 1950-х годов. Ряд погон, демонстрирует изменения в знаках различия, которые имели место на протяжении 1970 – 1980-х, т.е. до распада СССР.

6 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в Красной Армии были введены погоны, ношение которых устанавливалось уже с 15 января.

Правя 6 января 1943 года передовицу «Красной звезды», Сталин подчеркнул: «Надо сказать, что погоны не нами придуманы. Мы наследники русской воинской славы. От нее не отказываемся...».

Впервые в российской армии погоны ввели в период правления Петра I. Тогда их функция была чисто утилитарная, т.к. они предназначались только для того, чтобы удерживать ремень ружья или сумки, которые солдаты носили на плече.

Первая попытка применения погон как знака различия была предпринята в самом начале правления Екатерины II. Тогда появились погоны-эполеты, сделанные из так называемого гарусного шнура, и которые отличались своим плетением у солдат и офицеров. Однако цель не была достигнута, так как огромное разнообразие плетений невозможно было запомнить.

При императоре Павле I погоны-эполеты были отменены, а появившиеся вместо них наплечные знаки вновь приобрели сугубо практическое назначение. Погоны опять стали элементом военной формы, предназначенным только для удерживания лямок и ремней, непременным атрибутом солдатского мундира. В то же время у офицеров и генералов на правом плече появляется аксельбант, сплетенный из золотых, серебряных или цветных нитей.

С восшествием на престол Александра I значение погон возрастает. Вид его меняется, появляются четко определенные признаки отличия военнослужащих одного полка от другого и офицера от солдата. Для солдат и унтер-офицеров устанавливаются погоны, которые, сначала, как во все предыдущие годы носились только на одном плече, а затем на обоих. Для высших чинов вместо погон вводятся эполеты, которые во второй половине XIX века постепенно уступают место погонам и носятся только на парадной форме.

Погоны в русской императорской армии просуществовали до ее ликвидации после Октябрьской революции 1917 года. 23 ноября 1917 года был утвержден Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов. Спустя некоторое время были отменены и погоны, т.к. согласно требованиям нового времени нельзя было подчеркивать превосходство одного «гражданина Российской республики» над другим. Правда, в белых армиях они сохранялись вплоть до 1920 года. Поэтому в советской пропаганде погоны на длительный период времени стали символом контрреволюционного, белого офицерства. Слово «золотопогонники» стало фактически ругательным. В Красной Армии для знаков различия были учреждены нашивки на рукава в форме геометрических фигур (треугольников, квадратов и ромбов), а также на борта шинели, они обозначали звание и принадлежность к роду войск. После Гражданской войны и вплоть до 1943 года знаки различия в Рабоче-крестьянской Красной Армии оставались в виде петлиц на воротнике и нарукавных шевронов.

Мнения историков расходятся по поводу того, у кого зародилась идея ввести погоны в 1943 году. Считается, что введение погон не было личной инициативой верховного главнокомандующего. Официально они были введены решением Президиума Верховного Совета СССР. Это была запланированная реформа, подготовка к которой заняла почти десять лет. Известно также, что идея ввести погоны была поддержана теми командующими фронтами и армиями, которые считали, что «это не только украшение, а порядок и дисциплина».

Как вспоминал бывший заместитель наркома обороны СССР – начальник Тыла Красной Армии генерал армии А.В. Хрулев, разрабатывая первые образцы погон, интенданты кое-что скопировали у других армий, «кое-что сами смастерили», но Сталин приказал: «Покажите погоны, что были у царя». В итоге по конструктивному типу советские погоны в основном повторили русские, дореволюционные. Они были пяти- или шестиугольные. У солдат – из цветного сукна, у сержантов – тоже, с поперечными или продольными нашивками. У офицеров – из металлического галуна в два или три ряда, с цветными просветами между рядами и со звездочками. У генералов – из широкого галуна с зигзагообразным рисунком. Полевые погоны – из сукна защитного цвета.

Введение погон было встречено неоднозначно. Известно, что, например, Георгий Жуков погоны недолюбливал. Многие советские военачальники прошли Гражданскую войну и все еще помнили «золотопогонников». Некоторые просто испытали шок: «25 лет при советской власти мы боролись против старых порядков, а сейчас вводят опять погоны. Наверное, скоро введут и старост, как были раньше, а потом помещиков и капиталистов...».

После окончания Великой Отечественной войны предпринимались неоднократные попытки корректировки формы одежды военнослужащих Советской Армии, а также знаков различия.

С 1946 года, в армии остались только шестиугольные погоны, а подполковники и полковники сменили расположение звезд относительно просветов.

В 1955 году рядовые и сержанты получили возможность носить знаки отличия в виде двусторонних повседневно-полевых погон.

В 1973 году в СССР появились первые шифровки – буквы «СА» или «ПВ», которые соответственно, украшали общевойсковые погоны или погоны пограничных войск.

Все остальные преобразования были не столь существенны.

В наши дни в Вооруженных силах Российской Федерации основными знаками различия также служат погоны. За многие годы своего существования погоны стали символом служения Отечеству, воинской доблести и ратной славы наших предков.

Выставка будет открыта до конца августа 2023 года

www.museum.ru/N81763
Ваше мнение »»

»»Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Адрес:город Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Проезд:Ст. м. "Горьковская"
Телефоны:(812) 232-02-96 (заказ экскурсий)
сайт:artillery-museum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru