Эпоха правления Екатерины II – важнейший этап в истории России. Преобразования великой императрицы коснулись и Твери, что во многом отразилось в градостроительстве и в изменении облика города. Тверской императорский дворец обязан своим возникновением Екатерине II, он был построен в самом начале ее правления, в 1764-1766 годах.
Выставка «Екатерина II. Прекрасная эпоха», экспонируемая в залах Тверской областной картинной галереи, включает в себя портретные работы известных и неизвестных мастеров, миниатюры, гравюры, предметы декоративно-прикладного искусства XVIII века из частных собраний.
Конец XVIII века был ознаменован расцветом портретного искусства в России. В это время формируется национальная школа портретной живописи, ее яркие представители – А. Антропов, Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский – составляли серьезную конкуренцию знаменитым европейским живописцам.
В 1757 году была основана Академия художеств в Петербурге. Из девяти окончивших Академию учеников первого приема пятеро стали известны как портретисты, и лишь двое специализировались на исторической живописи. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру. Самостоятельный портретный класс в Академии был основан в 1767 году.
На выставке мы показываем уникальные портреты, хранящиеся в частных собраниях: «Парадный портрет Екатерины II» кисти Иоганна-Баптиста Лампи cтаршего, «Портрет неизвестного» Дмитрия Левицкого, «Портрет дворянина Тверского наместничества» работы Владимира Боровиковского и портреты знаменитых деятелей эпохи Екатерины II – Алексея Орлова-Чесменского, Григория Потемкина-Таврического, Платона Зубова, адмирала Василия Чичагова и многих других.
Заслуживает отдельного внимания коллекция из шести фамильных портретов дворян из рода Юреневых, любезно предоставленная Михаилом Перченко и Еленой Юреневой. Известно, что Юреневы в XVIII–XX веках проживали в Тверской губернии, служили в армии, занимали различные должности в управлении губернии. Время, к сожалению, не сохранило их имен, но всегда есть надежда, что, возможно, удастся вернуть имена изображенным на портретах лицам.
На выставке можно увидеть собрание гравюр иностранных и русских художников, работавших при дворе и изображавших Екатерину в разные годы ее жизни, а также три редчайшие силуэтные работы Иоганна Фридриха Антинга.
Гордость выставочной коллекции – уникальная сюита из четырех гравированных листов, посвященных победе русского флота в сражении при Чесме 5-7 июля 1770 года. Гравюры были исполнены в Англии в 1777 году по оригиналам Ричарда Пэтона (Richard Paton; 1717–1791).
Необходимо отметить редчайший рисунок «Внутренний вид церкви святой Софии в Константинополе» 1794 года. Он был создан к так называемому «Османскому альбому», выполненному по итогам участия Гавриила Сергеевича Сергеева в турецком посольстве 1793–1794 годов. Посольство было направлено Екатериной II к султану Селиму III для подтверждения условий Ясского мира.
Также на выставке представлена коллекция миниатюр и уникальные предметы мебели и декоративно-прикладного искусства эпохи Екатерины II.
Выставка «Екатерина II. Прекрасная эпоха» из частных собраний реализована совместно Тверской областной картинной галереей и Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области.