НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Рим Андрея Белобородова»

c 25 ноября 2022 по 5 февраля 2023Москва
Выставка «Рим Андрея Белобородова»
Выставка «Рим Андрея Белобородова»
Андрей Белобородов
С 25 ноября 2022 по 5 февраля 2023 года Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына приглашает на выставку «Рим Андрея Белобородова».

Судьба выдающегося архитектора и графика Андрея Яковлевича Белобородова (1886–1965) — пример парадоксального сплава признания и забвения, которые полноправно присутствуют в его художественном мире, определяют прижизненный и посмертный портрет. На исторической родине имя художника до сих пор остается незаслуженно забытым. Между тем в дореволюционной России Белобородов был одним из самых активных и многообещающих архитекторов из плеяды «ретроспективистов». В этот круг входили сторонники возрождения итальянского большого классицизма — торжественного и строгого «имперского стиля», созданного первыми градостроителями северной столицы, — убежденные апологеты русского палладианства.

Андрей Белобородов — уроженец Тулы, выпускник архитектурного отделения Императорской академии художеств, победитель Prix de Rome в выпускном конкурсе ИАХ (1915), автор таких значимых проектов начала ХХ века в Санкт-Петербурге, как особняк графа А.А. Бобринского (Английская набережная, 18), интерьеры парадных залов в здании Кабинета Его Императорского Величества (Невский проспект, 39), особняка Г.Г. Черткова (Дворцовая набережная, 22), Юсуповского дворца (набережная реки Мойки, 94); оригинальный график, оформитель журнала «Аполлон» и книг Анны Ахматовой. Однако свои коррективы в траекторию судьбы блестящего архитектора и художника внесли Первая мировая война и последовавшая за ней революция. Белобородов покинул страну на самом взлете карьеры. Между тем в эмиграции, где Белобородов оказался в 1920 году, его известность только возросла. По замечанию исследовательницы Аврил Пайман, за рубежом «архитектурная карьера Белобородова… взмыв вверх, долго рассыпала яркие, многоцветные, как бы неохотно гаснущие искры». Он уехал из России уже состоявшимся архитектором и довольно быстро нашел свою творческую нишу, а затем, поселившись в любимой Италии в 1934 году, — снискал славу.

Вот лишь несколько значимых вех эмигрантского периода в творчестве Белобородова: он принял участие в декорировании лондонского «Альберт-холла» (1920), выставлялся на парижском «Осеннем салоне» (1921, 1923, 1924), а еще — в Амстердаме (1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930) и Берлине (1930); взялся за реконструкцию и оформление интерьеров разрушенного в Первую мировую войну замка Коленкур (Chateau de Caulaincourt) в департаменте Эна (1932–1934); в разные годы с архитектурными заказами к нему обращались Дени де Ружемон, графиня Е.П. Шувалова, князь Ф.Ф. Юсупов, хозяева Hotel van Hoekolom. Обосновавшись в Италии, Белобородов провел серию персональных выставок в Риме (1934–1949), Милане (1934), Гааге (1939) и Неаполе (1955), а его графические работы были приобретены Музеем истории Рима (Museo di Roma). После войны, в 1948–1950 годах, для писателя Мориса Сандоза (Sandoz; 1892–1958) Белобородов создал, по определению Д.В. Иванова, «одно из самых лучших своих архитектурных произведений», — дворец в ренессансном стиле в парке на малом Авентинском холме, став, таким образом, первым и пока единственным русским архитектором, который удостоился чести строить в историческом центре Вечного города.

Как зодчий и график Белобородов был высоко оценен европейской и русской эмигрантской критикой, о нем писали Поль Валери, Уго Ойетти, Анри де Ренье, Коррадо Альваро, Жан-Луи Водуайе, Альберто Неппи, Джорджо де Кирико, Александр Бенуа, кн. Сергей Волконский, Сергей Маковский и др. Интерес к его творчеству западных славистов отражен в ряде основательных исследований и публикаций, а выход в 2018 году роскошного иллюстрированного издания (Neipperg, Eugénie von. André Beloborodoff, architecte, peintre, scénographe. Paris: Éditions Norma, 2018. 336 р.) подвел знаменательную черту в истории изучения творчества Белобородова за рубежом.

В России, где хранится часть архива Андрея Белобородова (ГРМ), возвращение его имени и наследия ограничивается форматом кратких энциклопедических справок, небольших публикаций и исследовательских статей. До сих пор на родине художника не предпринимались выставочные проекты, ждет своего часа и публикация мемуаров художника, написанных в 1950-е, на склоне лет.

«Рим Андрея Белобородова» — первая ретроспективная выставка нашего выдающегося соотечественника на его исторической родине. Графическое наследие Белобородова, посвященное образам Италии (виды Рима и его окрестностей, Венеции, Вероны, Виченцы, Флоренции, Сиены, Амальфитанского побережья, Сицилии и т. д.), — огромно и насчитывает около 400 работ. Но именно образ Вечного города послужил основным сюжетом для выставки в Доме русского зарубежья. Рим Белобородова многолик и многомерен. Урбанистическая графика русского палладианца чутко передает метафизический ландшафт итальянской столицы. И вместе с тем образ России присутствует в эмигрантских работах художника, словно прорастает сквозь контуры итальянских городов. «Магическое» наслоение поэтики городских пейзажей — Вечного города и Северной столицы Российской империи — отметили еще современники художника. Именно этой многомерной метафизике Рима Андрея Белобородова и посвящена предлагаемая выставка.

На выставке представлены «итальянские» графические циклы А.Я. Белобородова разных лет, а также графика раннего дореволюционного периода, уникальные издания, архивные материалы и фотодокументы.

Выставка подготовлена при поддержке Департамента культуры города Москвы совместно с Исследовательским центром Вячеслава Иванова в Риме на основе материалов Центра, а также личного собрания Александра Соболева (Москва).

Кураторы проекта: Мария Васильева (Москва), Андрей Шишкин (Рим)

Художник: Елена Потапова

Ознакомиться с выставкой можно в зале 409, фойе 4-го этажа основного здания ДРЗ в часы работы музея.

Возрастное ограничение: 6+

Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2

Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

www.museum.ru/N81346
Ваше мнение »»

»»Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес:город Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд:Ст. м. "Таганская" (кольцевая)
Телефоны:(495) 137-83-87, 137-83-84 (экс. отдел)
сайт:domrz.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 31.01.2023  x    ?  


Музей Павла и Сергея Третьяковых. Год со дня открытия

Выставочный проект «Сталинград 1942-1943. Символ мужества и героизма»

"Сталинград. 1943". К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Выставка о боевой работе снайперов в Сталинграде откроется на Сахалине

Горьковчане - Сталинграду. 80-летию Сталинградской битвы посвящается

Выставка о битве на Волге откроется в Архангельске

Отец и сын. Евгений и Георгий Максимовы. Фотографии из семейного архива

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма

В Павловске завершена реставрация акварели, возраст которой более 240 лет

Выставка «Сталинград в советском авангарде» в Белгородском государственном литературном музее

Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути - выставка в Новосибирске

Выставка «Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору»

Новый сезон лектория «Павловские встречи». Жизнь и судьба детей императора Павла I

Политехнический музей презентует книгу «600 лет часового дела России»

Выставочный проект «Михаил Пришвин: Главная книга». К 150-летию со дня рождения

Елена Воскобоева «Пустой отель в раю»

Выставка «Владимир Маяковский в графике и экслибрисе. Миниатюрные издания поэта»

К 100-летию со дня образования СССР. Выставочный проект «ДК СССР» в Центральном Манеже в Москве

Выставка «Музей в годы войны»

Шедевры эмальерного искусства XIX-XX веков. Ювелирные ложки

«Искусство Акварели». Персональная выставка мастера петербургской школы акварели П.В. Семёнова

Собаки вывели меня в люди. К 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина

Выставка «Рыба – знак, тотем. Мифология и современность»

Оренбургская школа живописи. Художники шестидесятники

Выставка «Эмоции через фото»

Шамиль Шааев. Неотменимая модальность видимого

Петербург Достоевского сегодня. Живопись Веры Белых

Проект "Шлиман. Троя рядом". Часть вторая

Академия бессмертных «13»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru