В Тверском императорском дворце открыта выставка "Через Ла-Манш". Выставка невелика по составу, но произведения, представленные на ней (некоторые – впервые), значительно дополняют отдел постоянной экспозиции западноевропейского искусства Тверской картинной галереи. Название «Через Ла-Манш» символично. Оно призвано напомнить зрителю, что две страны географически разделены проливом между побережьем Франции и островом Великобритания и в то же время связаны подводным тоннелем под ним. То же можно сказать и о взаимопроникновении культур, а также об определенном влиянии искусства этих стран друг на друга при сохранении каждой из них собственной идентичности и самодостаточности.
Историю развития отношений Англии и Франции можно назвать сложной и неоднозначной. На протяжении столетий существовали периоды тесного сближения и дружбы этих двух держав, которые сменялись конфликтами, войнами и политикой полного игнорирования дипломатических связей. Противоречия и соперничество, претензии и обиды существовали с обеих сторон, хотя необходимо отметить, что представители монарших дворов часто и охотно вступали в междинастические браки, но даже это не служило препятствием для политических раздоров. Эти страны вели многолетние войны за земельные владения, колонии в Африке и Новом свете, а также находились в долгой конфронтации друг с другом на почве религиозных разногласий. В настоящее время взаимная культурная интеграция, как и тоннель под Ла-Маншем, объединяют эти столь разные по менталитету и культурным традициям страны…
В экспозиции выставки можно видеть замечательные произведения французского фарфора фабрики Наст в Париже и прославленной Севрской Королевской мануфактуры. Их отличает виртуозное владение материалом, особая чистота фарфоровой массы и изысканные живописные сочетания в росписях, подчеркнутых позолотой. Английский фаянс представлен экспонатами знаменитой фабрики Веджвуд. Именно Джозайя Веджвуд (1730 – 1795) изобрел и подарил миру «фаянс цвета сливок» (иначе он назывался «фаянс королевы Шарлотты»). На тёплых светлых фонах предметов из чайного сервиза особо выразительно смотрятся монохромные сюжетные росписи с пейзажными видами. Витрины украшают разнообразные тарелки с орнаментальной и пейзажной сюжетной росписью, которые были очень популярны в Британии в XIX столетии.
Стилистику выставки поддерживают произведения графического искусства с сюжетами, характерными для Франции XVIII века. Известный живописец, гравёр и рисовальщик Гюбер Робер (1733-1808) представлен листами из серии «Римские вечера», где даны изображения античных памятников и сооружений. Офорты Жана Батиста Клода Ришара (1721-1791) – это сельские сцены, в которых соединены пейзажные виды, фрагменты построек и бытовые сценки. Уникальной графикой можно считать офорты, исполненные Жанной-Антуанеттой Пуассон, более известной как Мадам Помпадур (1721- 1764). Фаворитка короля Людовика XV оказала огромное влияние на развитие французского искусства в целом и была покровительницей живописцев, скульпторов, мастеров художественной мебели и гобеленов. При её безусловном участии произошел необыкновенный расцвет Севрской Королевской мануфактуры. В экспозиции представлено восемь листов из «Сюиты портретов», выполненных с большим изяществом и профессиональным мастерством (учителем Мадам Помпадур в технике офорта был известный французский художник Франсуа Буше).
… И Франция, и Великобритания по праву могут гордиться собственной историей, традициями и достижениями во многих сферах: в вопросах государственности, политики, науки и культуры. В этих странах существовали свои художественные школы и традиции, и здесь родились уникальные памятники искусства. Весь мир ценит высокую культуру каждой из этих стран и уважает незыблемость их традиционных ценностей.
26 октября 2022 — 28 февраля 2023 г.