НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном

c 28 октября 2022 по 9 апреля 2023Санкт-Петербург
Статуя Клеопатры VII. Древний Египет. 51-30 годы до н. э. Базальт.  Государственный Эрмитаж
Лист из сборника «Описание Египта». Изображение слепых арфистов из гробницы Рамсеса III. 1812 – 1827 года. Бумага, печать. Государственный Эрмитаж
Шарль Пьеррон. Карнакский дворец в Фивах. Около 1850 года. Акварель, гаушь. Государственный Эрмитаж
Мороженица из «Египетского» сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. Автор эскиза: Доминик Виван-Денон. 1806 год. Фарфор. Государственный Эрмитаж
Якоб Йорданс. Пир Клеопатры. 1653 год. Холст, масло. Государственный Эрмитаж
С 28 октября 2022 года в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открыта одна из главных выставок сезона – «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном».

В двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца будет представлено более семисот памятников египетского стиля во всём его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы.

«Эта выставка — о механизме диалога культур. Мы видим, как культура и история Древнего Египта становятся общечеловеческим достояниям, формируя некий образ, не во всем совпадающий со взглядом древних на самих себя», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Выставка призвана познакомить посетителей с необыкновенно интересным явлением, которое с конца XVIII века называют египтоманией. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Древним Египтом заслужило название «мания». В отличие от достаточно недолгих мод на восточную экзотику (как, например, китайщина и порождённый ей стиль шинуазри), египтомания невероятно продолжительна. Её корни уходят в античные Грецию и Рим, таким образом, элементы этого увлечения присутствуют в европейской культуре на всех этапах её истории. Другая причина популярности состоит в том, что египтомания – это явление универсальное, охватывающее различные стороны жизни: архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, философию и мистику, литературу, театр, кино и даже самые простые предметы быта. Ещё одной важной идеей выставки является то, что именно в недрах египтомании медленно вызревала и в итоге сформировалась научная египтология.

Впервые интерес к Египту и культу египетских богов стал активно проникать на европейский континент ещё до знаменитой победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой VII в 30 году до н. э. Сама эта история, изрядно романтизированная, в дальнейшем стала довольно распространённым сюжетом египтомании. Другим источником знаний о Древнем Египте была библейская традиция, в которой содержится более шестисот упоминаний Египта. Все эти истории приблизили древнюю цивилизацию к средневековой Европе, которая знала о ней ничтожно мало.

Комплексы экспонатов на античную и библейскую темы размещены в Аванзале. История любви Антония и Клеопатры представлена монументальной шпалерой «Пир Антония и Клеопатры» по картону Юстуса ван Эгмонта, ученика Рубенса; картинами «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и «Смерть Клеопатры» Пьера Миньяра; итальянскими камеями и знаменитой древнеегипетской статуей Клеопатры VII, созданной в 51–30-е годы до н. э. – каждый посетитель Эрмитажа встречал её на экспозиции в зале Египта. Более тридцати экспонатов раскрывают библейскую тему. Среди них полотно Никола Пуссена «Святое семейство в Египте», рисунок известного архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона «Отдых на пути в Египет», эскиз Ильи Репина «Избиение первенцев египетских» из собрания Государственного Русского музея, а также гравюры, изделия из фарфора и произведения лиможских эмальеров.

Важной вехой в развитии европейской египтомании стали работы Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). На выставке впервые представлен знаменитый альбом «Различные манеры украшения каминов и всех прочих частей домов, взятые из египетской, тосканской и греческой архитектуры», изданный в 1769 году. Этот экспонат станет центральным для раскрытия темы ренессансной и постренессансной египтомании.

Целый раздел выставки посвящён египетскому походу Наполеона Бонапарта (1798—1801). Эту тему раскроют экспонаты нескольких научных отделов Эрмитажа: Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Отдела «Арсенал», Отдела нумизматики.

Кампания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной. Тем не менее она оказала большое влияние как на геополитические, так и на художественные процессы. Так, был опубликован монументальный труд «Описание Египта» (Description d’Egypte), не только рассказывающий обо всех аспектах современной жизни страны, но и впервые представивший множество важнейших памятников древности. Ничего подобного для других восточных стран в то время не существовало. Одной из премьер выставки станут листы из первых изданий «Описания Египта», где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, изображения из памятников древних Фив, виды древнеегипетских храмов и других важнейших архитектурных произведений.

Коллекция древностей, собранная за время пребывания французов в Египте, включала Розеттский камень с одним и тем же текстом на египетском (в двух системах письма) и греческом языках. Это создало предпосылку к дешифровке иероглифики и возникновению научной египтологии. Камень был обнаружен 15 июля 1799 года лейтенантом французских войск Пьером Бушаром близ города Розетта на западном рукаве дельты Нила. Офицер понял важность камня как потенциального ключа к расшифровке иероглифов и отправил находку в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. В январе 1800 года с Розеттского камня было снято несколько копий, три из них были отправлены в Париж и стали доступны учёным разных стран. В 1801 году одну из таких копий увидел одиннадцатилетний Жан-Франсуа Шампольон – и в этот момент решилась судьба как самой дешифровки, так и всей египтологии.

Жан-Франсуа Шампольон родился в городе Фижак в 1790 году. В 1807 году он заканчивает лицей и представляет план своего первого научного труда – «Египет при фараонах». За это Шампольона избирают членом Гренобльской Академии. В 1814 году выходят два тома «Египта при фараонах», к этому времени Шампольон уже стал профессором университета. На выставке представлены первые издания этой монографии.

С 1809 года в переписке Шампольона с братом, историком и археологом Жаком-Жозефом Шампольоном-Фижак, постоянно стал упоминаться Розеттский камень. Жан-Франсуа был допущен в дом знаменитого коллекционера древностей Шарля-Филиппа де Терсана, который располагал полной копией текста Розеттского камня. После долгих и мучительных шагов вперёд, назад и в сторону Шампольону удаётся отождествить все знаки в нескольких именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года он получает копию надписей из храма Абу-Симбела и среди них распознает имя Рамсес. Вслед за этим учёному удаётся знак за знаком прочитать имя Тутмос. Это были два первых слова, расшифрованных вне билингвы Розеттского камня. Вскоре Жан-Франсуа Шампольон написал знаменитое письмо с изложением своих результатов постоянному секретарю Французской академии Бон-Жозефу Дасье. В то же время его брат успел договориться о заседании 27 сентября, на котором это послание и было прочитано. Изданное литографически, «Письмо господину Дасье» знаменует собой начало египтологии. В состав выставки войдут подлинные литографии 1822 года.

Раздел, рассказывающий о Жане-Франсуа Шампольоне и его великом открытии – дешифровке египетских иероглифов, – центральный на выставке. Здесь экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, документы, где учёный впервые излагает принципы своего понимания египетского письма, его зрелые труды и вышедшие посмертно издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют различные виды письма: иероглифику, курсив, иератическую и демотическую скоропись, а также образцы коптского письма, основанного на греческом алфавите.

Египтомания значительно повлияла и на главный стиль наполеоновской империи – ампир. Особенно ярко это проявилось в прикладном искусстве: вершиной ампирной египтомании стал знаменитый Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I в знак союзничества после заключения Тильзитского мира. На постоянной экспозиции Эрмитажа в Главном штабе можно увидеть некоторые предметы из этого сервиза, а на выставке «Египтомания» впервые будет показан роскошный ансамбль, предоставленный музеем-усадьбой «Кусково».

Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга – самого «египетского» города России. Посетители смогут проследить эволюцию египетского стиля в Петербурге на примере нескольких десятков памятников архитектуры, запечатлённых на современных фотографиях. Их дополнят гравюры, рисунки и старинные снимки из собраний петербургских музеев. Многие из них предстанут перед публикой впервые.

Помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном» будут показаны экспонаты из Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного музея городской скульптуры, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного Русского музея, Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Музея-усадьбы «Кусково», Российской Академии художеств (филиал в Санкт-Петербурге), Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Санкт-Петербургского Горного университета, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения (Юсуповский дворец), Центрального Военно-морского музея.

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022). Авторы статей: А.О. Большаков, Я.Э. Виленский, М.О. Дединкин, О.А. Егорова, С.О. Кузнецов, А.Н. Николаев, Н.К. Серебрянная, В.М. Успенский, Е.М. Федосова, Л.Д. Чистова, А.Н. Шипунов.

Авторы идеи выставки: Андрей Олегович Большаков, заведующий Сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа; Андрей Николаевич Николаев, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа.

Когда: 28.10.2022 - 09.04.2023

Где: Государственный Эрмитаж, Аванзал и Николаевский зал Зимнего дворца

www.museum.ru/N81167
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 30.01.2023  x    ?  


Выставочный проект «Сталинград 1942-1943. Символ мужества и героизма»

"Сталинград. 1943". К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Выставка о боевой работе снайперов в Сталинграде откроется на Сахалине

Горьковчане - Сталинграду. 80-летию Сталинградской битвы посвящается

Выставка о битве на Волге откроется в Архангельске

Выставка «Сталинград в советском авангарде» в Белгородском государственном литературном музее

Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути - выставка в Новосибирске

Выставка «Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору»

Новый сезон лектория «Павловские встречи». Жизнь и судьба детей императора Павла I

Выставочный проект «Михаил Пришвин: Главная книга». К 150-летию со дня рождения

Елена Воскобоева «Пустой отель в раю»

Выставка «Хлебопашцы – соль земли Саратовской» в Саратовском областном музее краеведения

К 100-летию со дня образования СССР. Выставочный проект «ДК СССР» в Центральном Манеже в Москве

Выставка "Защитники Сталинграда" в Музее художественной культуры Новгородской земли

Шедевры эмальерного искусства XIX-XX веков. Ювелирные ложки

«Искусство Акварели». Персональная выставка мастера петербургской школы акварели П.В. Семёнова

Собаки вывели меня в люди. К 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина

Выставка «Рыба – знак, тотем. Мифология и современность»

XLIII Международная научно-практическая конференция «Чеховские чтения в Ялте»

Оренбургская школа живописи. Художники шестидесятники

Шамиль Шааев. Неотменимая модальность видимого

Петербург Достоевского сегодня. Живопись Веры Белых

Проект "Шлиман. Троя рядом". Часть вторая

Академия бессмертных «13»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru