Третьяковская галерея открывает, пожалуй, самый ожидаемый проект нового сезона — выставку-премьеру своей коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), выдающегося импресарио, человека, сделавшего невероятно много для популяризации русского искусства в мире.
Выставка открыта с 4 октября 2022 по 12 марта 2023 года
Москва, Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 39–42
Состав выставки — около 330 экспонатов: 13 сценических костюмов, более 110 графических произведений, 10 афиш, около 100 архивных фотографий, около 70 книг из балетной библиотеки Михаила Ларионова, материалы отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, архивные и современные видеозаписи балетных постановок
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, частное собрание (Москва)
Кураторы выставки: Евгения Илюхина, Ирина Шуманова
Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Александра Шейнер
Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева и стала возможна благодаря важнейшим приобретениям музея за последние три года. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, Третьяковской галерее удалось приобрести за рубежом уникальную коллекцию из 20 сценических костюмов к балетам первых дягилевских сезонов. В экспозиции представлено 13 из них, а также знаменитые черные пуанты Тамары Карсавиной и сапоги половецкой девушки к балету "Половецкие пляски" - модель обуви, после премьеры тут же ставшая в Париже модным аксессуаром. Эти экспонаты являются основными акцентами выставки и главной ее сенсацией. Костюмы исполнены по эскизам Льва Бакста, Николая Рериха, Александра Головина, Наталии Гончаровой, Анри Матисса и представляют не только художников, но и изготавливавших костюмы мастеров: от безымянных вышивальщиц до звезды пошивочного цеха Варвары Каринской, знаменитой российской и американской художницы по костюмам.
Настоящий проект - это уже второй подход музея к теме дягилевских сезонов: в 2009 году Третьяковская галерея организовала крупную выставку "Видение танца", приуроченную к 150-летию "Русского балета Сергея Дягилева". За прошедшее время специалисты музея провели разносторонние исследования фонда Галереи, связанного с темой "Русских балетов…", был накоплен значительный научный материал, а приобретения новых художественных артефактов дают возможность утверждать, что нынешняя выставка - настоящая "генеральная репетиция" будущего именного зала, точнее, исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции.
Художественный критик, организатор выставок, автор статей и книг, один из создателей объединения и журнала "Мир искусства", гениальный балетный антрепренер, Сергей Дягилев кардинально изменил роль и место балета в культуре и обществе. Знаменитые "Русские балеты…" произвели настоящую революцию в театральной сфере, их танцовщики и хореографы создали балет ХХ века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня.
Выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Однако в ней прослежены ключевые этапы деятельности "Русского балета Сергея Дягилева", эволюция репертуара, поиски и трансформация стиля постановок. Экспозиция соединяет разновременные эпизоды, демонстрируя те спектакли, которые в данный момент Третьяковская галерея имеет возможность "показать" зрителю с наиболее выигрышной стороны.
Третьяковская галерея обладает одной из самых значительных в мире коллекций, связанных с "Русским балетом Сергея Дягилева" - с их парадной и скрытой от зрителя сторонами. В 1989 году из Франции Галерея получила уникальное собрание произведений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, переданное по завещанию его второй жены - Александры Ларионовой-Томилиной. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова. Из этой коллекции в экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой и других. Среди редчайших экспонатов на выставке - шрифтовые афиши "Русского балета Сергея Дягилева", театральные программки. Подобного материала из-за его хрупкости и "нехудожественности", утилитарности в России нет, он сохранен только благодаря фанатичной преданности Ларионова-коллекционера теме театра.
Интереснейшая часть проекта - материалы, связанные со знаменитым театральным задником (10 х 23 метра), выполненным в 1908 году Николаем Рерихом для балета "Половецкие пляски".
Следуя приверженности Дягилева к эксперименту, кураторы и дизайнеры выставки вводят в экспозицию игровой элемент, чтобы дать зрителю возможность почувствовать себя в театральном закулисье: в гримерных, декорационных и пошивочных цехах и даже у балетного станка в репетиционном зале с традиционными зеркалами во всю стену.
Выставку сопровождает обширная образовательная программа, а также издание "Дягилев. Генеральная репетиция" - своеобразный путеводитель по выставке, в расположении материала повторяющий структуру экспозиции, где каждый зал посвящен одному или нескольким балетам. Одновременно это своеобразный аналог программки, сопровождающей спектакль, где даны информация о балете и истории его создания, фотографии хореографов, исполнителей, эскизы оформления.