Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Галерея современного искусства ГМИИ РТ, Казань, ул. Карла Маркса, 57
Выставка "Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation"
30 сентября – 27 ноября 2022
В рамках региональной программы Галерея Люмьер представляет выставку работ выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко из коллекции Фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию вошли работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов.
Проект организован в рамках просветительской программы Галереи Люмьер и Фонда Still Art, цель которого - популяризация фотографии в городах и регионах России. С 2021 года были проведены фотовыставки в Санкт-Петербурге, в Сибири, на Урале и в Приволжье.
На временной экспозиции зрители увидят работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. На выставке представлены знаменитые портреты друзей Родченко - художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ", среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала "ЛЕФ".
Сокуратором выставки выступил внук и ведущий специалист творчества Александра Родченко, Александр Лаврентьев. В экспозиции представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера.
Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных Фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.
Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино - и театрального дизайна, начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Используя такие приемы, как съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), который сразу же стали называть "родченковским"; диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадру; съемка детали и крупного плана; применение двойной экспозиции и тонкая работа со светотеневыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в "кажется никогда не виданную конструкцию", изменить привычный взгляд человека на окружающее, расширить возможности "видеть вещи".