Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию к 100-летию художника Льва Евгеньевича Кропивницкого (1922–1994) — яркого представителя «Лианозовской группы», ставшей одним из первых художественных объединений, противопоставивших себя официальной культуре.
Первые уроки рисования Лев Кропивницкий получил в семье, у родителей-художников — Ольги Потаповой и Евгения Кропивницкого, который, по словам Оскара Рабина, «в условиях советской жизни учил свободе от всяких догм в искусстве». В 1939 году Лев Кропивницкий поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), но начавшаяся Великая Отечественная война прервала учебу. В августе 1941 года он ушел на фронт, участвовал в боях под Воронежем, Сталинградом, Харьковом. После неоднократных ранений был демобилизован, вернулся в Москву и продолжил учебу в институте. В 1946 году вместе с группой других студентов Льва Кропивницкого обвинили в принадлежности к «антисоветской террористической организации» и приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, которые он отбывал в Коми АССР и Казахстане. В 1955 году после освобождения без права выезда Кропивницкий руководил изостудией в Доме культуры казахского города Балхаш. В 1956 году он был реабилитирован и вернулся в Москву, работал в Комбинате декоративно-оформительского искусства, создавал афиши, экспозиции музеев и международных выставок, а также занимался книжной графикой, художественной критикой, писал стихи.
Лев Кропивницкий стал одним из первых, кто в конце 1950-х обратился к абстрактной живописи. Пройдя войну, сталинские лагеря и ссылки, стремясь творить новое искусство, он отбрасывал внешнее и предметное, наполняя свои работы внутренним напряжением. По словам художника, в его «абстрактной живописи, скупой по колориту и экспрессивной по содержанию, отложились испытания прошедших тяжелых лет… она освобождала, помогала сбросить этот непосильный, давящий груз». Эмоциональная, спонтанная, свободная манера письма, фактурность красочного слоя определяют его полотна тех лет. В конце 1960-х – 1970-е годы Кропивницкий обращается к фигуративному искусству, органично сочетая «народную», немного наивную манеру письма с остротой и динамикой экспрессионизма.
Лев Кропивницкий активно участвовал в московских квартирных и зарубежных художественных выставках 1960–1970-х годов и в своем стремлении «создать живописную форму, соответствующую духу времени и психологии века», стал легендой советского нонконформизма.
Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10, зал 33
5 сентября 2022 — 31 октября 2022