НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Из жизни «Атомной провинции». Графика Сергея Павлушина, Виктора Давыдова, Анатолия Вяткина

c 18 августа по 16 октября 2022Свердловская область
Из жизни «Атомной провинции». Трое
Из жизни «Атомной провинции». Анатолий Вяткин
Из жизни «Атомной провинции». Анатолий Вяткин
Из жизни «Атомной провинции». Сергей Павлушин
Выставка в Екатеринбургском музее изобразительных искусств представляет малоизвестный широкой публике аспект творчества художников Сергея Павлушина (1961–2016), Виктора Давыдова (р. 1953) и Анатолия Вяткина (р. 1958) – участников объединения «Атомная провинция», сыгравших важную роль в становлении современного уральского искусства. Экспозиция включает более сотни произведений, созданных во второй половине 1980-х – 1990-е годы, в период серьезного увлечения авторов различными графическими техниками. Перформативная практика сделала группу «Атомная провинция» известной и узнаваемой в регионе и за его пределами, однако параллельно с этим (и даже чуть раньше) участники объединения много экспериментировали со станковой графикой. Сегодня это вызывает особый интерес и дает повод более основательно взглянуть на работу этих трех художников. Большинство произведений, представленных в залах музея, демонстрируется впервые.

Группа «Атомная провинция», сложившаяся в 1991 году, стала уникальным порождением творческой среды закрытого до 1992 года технополиса Заречного. Специфический культурный потенциал города, располагающегося в непосредственной близости от Белоярской АЭС, отражал стремление местных властей создать положительный информационный фон вокруг отечественной атомной промышленности. Это выражалось, в том числе, в финансовой поддержке частных художественных инициатив из городского бюджета. В эту категорию попала и «Атомная провинция», учредившая одноименную галерею и проводившая в Заречном нестандартные события в сфере современного искусства. Участники объединения первыми в регионе в 1993 году начали сотрудничать с зарубежными художниками, кураторами и заинтересовались способами формирования локального арт-рынка.

Экспозицию открывают два планшета из собрания ЕМИИ – документация перформанса «7 дней из жизни птиц» (1993), в которой нашел отражение симбиоз фотографии и текста. Представленные на выставке графические работы имели не только самостоятельный характер, но нередко являлись частью визуального решения перформансов (Виктор Давыдов. «Выставка для Ивана». 1994. Уральский музей молодежи; Анатолий Вяткин. «Музей». 1994. Екатеринбургский музей изобразительных искусств), служили своего рода дневником творческих поисков («Практики медитативной графики» Виктора Давыдова), основой для дальнейших формальных экспериментов в живописи (многочисленные абстракции Сергея Павлушина). Трех художников объединяет ироничное и дружеское отношение к себе и друг другу, что нашло яркое выражение в портретах и автопортретах, вошедших в экспозицию.

Все представленные работы были созданы в особой атмосфере Заречного, наложившей отпечаток на искусство молодых художников. В начале 1990-х годов культурная жизнь провинциального города концентрировалась во Дворце культуры «Ровесник», где работал оформителем один из участников объединения – Сергей Павлушин. Получив профессиональное образование на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института, он переехал в 1987 году в Заречный, а затем стал одним из инициаторов создания галереи и коллектива «Атомная провинция». Его графические и живописные работы отличает конструктивность, структурность, многоплановость композиций, что не отменяет особого интереса к экспрессии и абстракции в духе «тагильской школы» (серия «Анна К.». 1995; серия «33». 1994). Павлушин, активно занимавшийся в те годы созданием произведений графики, увлек сотоварищей работой в этой области искусства и стал идейным вдохновителем и лидером объединения. Именно так начали складываться первые истории из жизни «Атомной провинции».

В отличие от выверенной, эстетизированной абстракции Сергея Павлушина, графика Виктора Давыдова отмечена более стихийным и хаотичным подходом. В середине 1990-х годов автор использует выразительные средства и приемы крайне аскетично. Он акцентирует внимание не столько на результате, сколько на процессе создания работы, в чем отчасти прослеживается перформативная составляющая. Значимое место на выставке «Из жизни “Атомной провинции”» занимает серия «Практика медитативной графики» (1994). Процесс ее создания продолжался около года: практически каждый день автор создавал по несколько листов, почти машинально воспроизводя тушью и кистью случайные, спонтанные формы. Серия насчитывала более трехсот работ, часть из которых сохранилась в личной коллекции Давыдова и впервые показывается зрителю.

Творчество третьего участника объединения – Анатолия Вяткина – представлено в экспозиции не только печатной, но и оригинальной графикой. Особое значение в его работах отводится линии, пятну и цвету: художник часто использует для создания изображения гуашь, тушь, цветные мелки и упрощает форму, делая акцент на цветовой экспрессии фигуративных композиций («Пионерлаг». 1990; «Головы». 1993). В печатной графике Вяткин больше тяготеет к абстрактной выразительности, сочетая нестандартный колористический подход и динамичные формы. Так, по его словам, серия «География» (1995) связана с детским увлечением геологией и восприятием особенностей местности Северного Казахстана, где он вырос. Композиции восходят к картографическому принципу плоскостного построения изображений, в которых соединяются знаки земли, небесных тел, человека и Вселенной в целом.

Несмотря на очевидные различия творческих подходов, создание малотиражной и оригинальной графики стало одним из объединяющих факторов для трех художников из Заречного во второй половине 1980-х – 1990-е годы. Наряду с перформативной практикой, к которой они обращались именно в группе, Павлушин, Давыдов и Вяткин последовательно уделяли внимание станковому искусству. Именно в графике они воплощали разное и остро индивидуальное понимание пластики, композиционного строя и метафорического художественного высказывания.

В последние годы в культурной среде Екатеринбурга возрос интерес к искусству 1990-х годов и творчеству «Атомной провинции» в частности. Прошлой осенью в Ельцин Центре состоялась архивная выставка «Давай построим лодку, вода придет потом» (2021, кураторы С. Усольцева и А. Литовских), посвященная деятельности этого объединения. В начале 2022 года графические работы Павлушина, Давыдова и Вяткина были представлены в Центре современной культуры УрФУ в рамках проекта «Атомная провинция: следы и отпечатки». Выставка, подготовленная ЕМИИ, продолжает знакомство зрителей с творческой деятельностью уральских художников и существенно расширяет представление об еще одной странице истории из жизни «Атомной провинции».

Дата: 18 августа 2022 - 16 октября 2022

Адрес: г. Екатеринбург, Воеводина, 5

www.museum.ru/N80757
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:i-z-o.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.07.2024  x    ?  


Выставка, посвященная 220-летию со дня рождения первого министра путей сообщения России

Первый Юсуповский фестиваль искусств в Архангельском

Фестиваль "Былинный остров" в крепости Орешек

Открытие новой экспозиции «Мотолегенды» в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ

"Шелест лепестков" - выставка китайской художницы Чжан Биюнь в Новосибирском художественном музее

Межмузейная выставка «Казачество» в Ростовском музее изобразительных искусств

Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

Новаторская выставка «Весть» в корпусе Бенуа Русского музея

«Старообрядческая икона. Образ из древности». Выставка в Кировском областном краеведческом музее

Выставка «Юбилей. Технология и мифология круглых дат»

Фестиваль современного искусства «Тужи Арт» в Забайкальском крае

Выставка «Курс на Победу» в Музее Победы

Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина в Плёсском музее-заповеднике

История и традиции свадебного обряда. Выставка «Играем свадьбу» в Новосибирском краеведческом музее

Выставка «Золотное шитьё Карелии»

В РОСФОТО открыли «красную комнату»

Дар художницы Татьяны Парфеновой Псковскому музею

Выставка Василия Нестеренко «Мир и война» в Вятском художественном музее

Международный день тигра в Дарвиновском музее

Выставка «На страже Севера. Спасение деревянного зодчества»

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Выставочный проект «Угол зрения» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка к 85-летию ВДНХ в Российской национальной библиотеке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru