23 июля 2022 г. в МВК «Присутственные места» на Соборной горе Плесского музея-заповедника откроется выставка работ И.И. Левитана из частного собрания коллекционера Алексея Жилина (Москва). В малом зале будет выставлено одиннадцать произведений. Какие-то из них давно известны, многократно экспонировались на выставках и воспроизводились в печати; другие лишь недавно были вновь открыты и впервые предстанут в Плёсе перед широким зрителем.
Особый интерес могут вызвать у гостей выставки «плёсские» работы Левитана. Спустя почти полтора столетия они на время вернутся на Волгу, где когда-то были написаны. Так, на этюде «Плёс» (к. 1880-х) запечатлён общий вид городка; его окружённые зеленью дома и храмы виднеются среди зелени на берегу уводящей наш взгляд вдаль реки, в спокойных жемчужно-серых водах которой отражается розоватое небо. Наверное, именно таким Плёс предстал перед И. Левитаном, когда он в мае 1888 г. вместе со своими друзьями С.П. Кувшинниковой и А.С. Степановым впервые оказался здесь.
В работе «Пейзаж с пароходом» голубое безоблачное небо отражается в водах Волги и словно ощущается лёгкий ветерок, колеблющий ветви берёз в погожий майский день. В сходной по композиции картине «Вечер на Волге» замечательно передано состояние природы в час, когда в сгущающихся сумерках на ряби воды мерцают золотистые отсветы заката, на дальнем берегу загораются огоньки костров, а силуэты изб и деревьев на первом плане приобретают какой-то таинственный характер.
На одном из этюдов изображена деревянная Петропавловская церковь - та самая, особенно полюбившаяся Левитану и изображённая им в картине «Над вечным покоем» (1894). В какой-то степени заставляет вспомнить об этой картине и пронизанный чувством тревоги и неуютности этюд «Пасмурный день. Закат на Волге». Скорее всего, он выполнен в 1890 г. во время поездки в Юрьевец, когда Левитан создал несколько миниатюрных работ на деревянной основе.
Этюд «Церковь» в дальнейшем был использован художником в картинах «Тихая обитель» (1890) и «Вечерний звон» (1892). Этюд «Цветущие яблони» - этюд с таким же названием представлен в постоянной экспозиции Мемориального Дома-музея И.И. Левитана в Плёсе - был подарен живописцем десятилетней дочери врача и коллекционера И. И. Трояновского. На работе шутливая надпись: «Милой деточке Анюрке - старый хрыч И. Левитан. 1896» (художнику было 36 лет).
К лучшим из пейзажей, исполненных за рубежом, относится работа «Весна в Италии» (1890). Когда-то она была подарена художником великой русской трагической актрисе М.Н. Ермоловой. Впоследствии картина входила в состав собрания примы-балерины Большого театра Е.В. Гельцер. Основную же часть коллекции Алексея Жилина сегодня составляет наследие страстного почитателя и знатока творчества Левитана В.А. Лебедева (1923-2009). Валентин Аркадьевич - музыкант-виртуоз, ветеран Великой Отечественной войны, долгие годы был первой скрипкой в эстрадном оркестре Л. Утёсова, затем руководил Оркестром Министерства обороны РФ. Всю жизнь дружил с художниками и искусствоведами и к началу XX в. собрал большую коллекцию произведений великого пейзажиста.
*в пресс-релизе использованы фрагменты текста искусствоведа В.А. Петрова.
МВК «Присутственные места»: Плёс, Соборная гора, 1.
График работы: 23 июля — 9 октября 2022. Ежедневно с 10.00 до 18.00
Входной билет - 200 р.; для пенсионеров Ивановской области, школьников и студентов — 100 р. Купить билет онлайн.
Выставка участвует в проекте «Пушкинская карта»