Российская академия художеств представляет выставку произведений Народного художника РФ и академика РАХ Игоря Владимировича Пчельникова (1931-2021).
Советское монументальное искусство имело беспрецедентный расцвет в послевоенное время, когда необходимость в украшении архитектуры особенно остро чувствовалась обществом. Игорь Владимирович Пчельников вошёл в искусство вместе с поколением выдающихся художников, которые на волне обновления пластического языка конца 1950-х-начала 1960-х годов создавали оформление театров, общественных зданий, посольств Советского Союза в зарубежных странах. Его коллегами по цеху и современниками были В.Б. Эльконин, Н.И. Андронов, А.В. Васнецов, Б.А. Тальберг, Л.Г. Полещук, И.И. Лаврова, Е.М. Аблин, Б.П. Милюков, А.А. Губарев, Э.А. Жарёнова, В.К. Васильцов и др.
Данная выставка представляет ретроспекцию работ Игоря Владимировича. Сам художник обычно делал персональные выставки как отчетные за определенный отрезок времени. Сегодня, спустя год после его ухода, зритель может последовательно рассмотреть этапы его творчества, проследить развитие его излюбленных тем и мотивов, смену стилистических направлений. В начале экспозиции - эскизы работ для декорирования архитектурных ансамблей и станковые произведения раннего периода, когда Игорь Пчельников работал в соавторстве с Ириной Лавровой (1962-1984). Художники-монументалисты, они развивали двухмерную плоскость в объём, вводя деревянные детали и работая одновременно с прямой и обратной формой. Приём придания третьего измерения и рельефной выразительности был многократно и изобретательно использован Пчельниковым: архитектура дополнялась оригинальной цветной «скульпто-живописью» с элементами игровой театрализации.
Сюжеты его станковых работ часто автобиографичны. На 1980-е годы выпали тяжёлые переживания, связанные с длительной болезнью матери, а с рождением дочери Полины появились картины с радостным настроением. В экспозиции произведения 1990-х-2016 годов сгруппированы по принципу выделения главного мотива, раскрывающего одну из сторон русской души: образы семьи, родной природы, религиозные сюжеты, портреты близких. В этом ряду значительное место занимают автопортреты, которые отмечены целой гаммой внутренних переживаний. Искусствовед Татьяна Нечаева заметила: «Научившись рисовать себя с закрытыми глазами, он гиперболически обостряет характерное в силуэте, рельефе фигуры, передавая обуревающие его чувства, отношения с миром». Параллельно мастер решает индивидуальные пространственно-пластические задачи. «Стремлюсь писать то, что вижу каждый или почти каждый день. Если пишу портреты – это те люди, которых я лучше всего знаю, - родители, жена, я сам. Самый любимый мною объект изображения – человек в интерьере. В этом сюжете чётко выявляется контраст органической и геометрической формы: геометрическая форма стремится превратить изображение человека в архитектурную структуру, в колонну с капителью и каннелюрами. Борьба геометрии с живой формой меня волнует всегда, и не считаю этот вопрос формальным. Стремление художника упорядочить видимый мир – это вопрос формы и содержания одновременно».
На выставке также выделен диаметрально противоположный стилистический метод. Это - абстрактные произведения, которыми мастер увлёкся в 1990-е годы. Им он отводил специальное «исследовательское» место, так как сам определял моду на свою современность. В абстракции его интересовало именно пространство. Он писал: «Это существенная часть моих устремлений, но я бы не назвал это абстрактным, это как поиски наощупь пространства». Игорь Владимирович продолжал создавать загадочные композиции, которые каждый из нас прочтёт со своим «ударением», увидит свой смысл.
Пластическая эволюция Пчельникова была направлена к достижению напряжённой живописной экспрессии. Большие возможности для этого предоставили религиозные сюжеты, к которым автор обратился с начала 1990-х годов. Он проявляет неоспоримую мощь чувства и достигает личной трактовки известных всем вечных образов и сюжетов. Его евангельская тема развивается годами, иногда картины переписываются по несколько раз, художник «договаривает» свои композиции, дополняет их новым драматическим прочтением и своей философией. Так, новое осмысление получает мотив лестницы в небо. Любовь к своей стране и русскому духу передается через «портреты» старых деревьев зимой, их сложные и трагические силуэты, эпические моменты состояния природы Тульской области, где Пчельников подолгу жил с женой Марией Красильниковой в деревенском доме, который становился для него центром мира. Художник передает скупыми средствами вневременной характер простой русской деревни, вглядываясь в её фрагменты и детали быта. Зарубежные путешествия, дававшие чувство свободы и желанного охвата классического наследия, задавали сравнительную интонацию для ещё большего осознания собственных ценностей и достоинства. Благодаря повышенной эмоциональности художественного языка и личному культурному коду, вобравшему в себя уроки отечественной и мировой культуры, а также модернизма ХХ века, каждая работа Игоря Владимировича содержит внутреннюю символичность диалога и уникальную человеческую энергетику. На выставке представлено около 100 работ, которые позволяют проследить концептуальные и пластические открытия мастера на его 70-летнем творческом пути.
Текст подготовлен куратором выставки, искусствоведом Пётром Барановым.
Управление информации (пресс-служба) РАХ
Выставка открыта для посещения: 13 – 31 июля 2022 года
Место проведения: залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)