НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Мыслефразы». Выставка произведений Евгения Вахтангова (1942–2018) в МВК РАХ

c 14 июля по 7 августа 2022Москва
Галерея искусств Зураба Церетели. Фасад здания
Российская академия художеств представляет выставку произведений советского и российского живописца, педагога, академика РАХ Евгения Сергеевича Вахтангова (1942-2018). Третья по счету выставка художника в Академии носит столь же органичное и игривое название – «Мыслефразы», что и предыдущие проекты – «Контрапункты» (2012) и «Рефлексы» (2018). Подчеркивая идею ретроспективной памятной выставки, небольшая, но емкая экспозиция раскрывает главную отличительную черту творческой биографии Евгения Вахтангова – неустанный поиск нового визуального языка живописи, коллажа и графики.

Выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова, Евгений Сергеевич начинал работать в реалистической манере, во многом продиктованной влиянием московской школы живописи. В 1970-е годы он – мастер городского пейзажа, создающий образы города в дымчатой, серебристо-жемчужной гамме. Помимо пейзажей, художник обращается к жанру натюрморта, в котором, словно следуя по стопам Джорджо Моранди, находит свой объект наблюдения – фарфоровой или керамический чайник, теряющий утилитарную функцию в фигуративной интимности переданного объема и гармонии найденного окружения. В начале 1980–х годов, оставив разработку пейзажного жанра и натюрморта, художник увлёкся красочными абстракциями. Спустя несколько лет, в 1983 году, Вахтангов, продолжая свой поиск и заостряя внимание на экспрессии и эмоциональном переживании, приходит к эстетическому минимализму, в котором ограничивается несколькими яркими мазками на контрастном однотонном фоне.

В 1990-е годы художник становится основателем направления «спонтансюр» (термин, придуманный художником) – спонтанный сюрреализм. Для мастера чрезвычайно важно глубинное переосмысление реальности, преломление ее всевозможных аспектов в случайных ракурсах. Изображение крупных пятен, объёмных форм, внешняя непохожесть и необычность, оригинальность его живописных работ зарождает в зрителе собственный ассоциативный ряд.

Нелинейность художественного поиска, разрозненность стилей Е.С. Вахтангова, обуславливается его «жизнью семидесятника». Искусство конца ХХ – первых лет XXI века – это большой пласт сложной и противоречивой культуры со всевозможными разновидностями постмодернизма. Он, в свою очередь, предполагает не новаторское видение, а скорее игру, с уже известными стилями и прошлым как таковым. Иными словами, пошатнулся фундамент, возник кризис гуманистических идей, и художники перешли от создания нового к переосмыслению старого. Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами постмодернизма, — бесконечная свобода самовыражения.

На выставке также представлены коллажи и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные Вахтанговым в двухтысячные: работы с использованием самоклеющихся блестящих пленок, цветных бумажных ценников, пенопластовых шариков и фотографий, а также расписанные тарелки. Однако уже в 2006 году художник отказался от этих попыток и перешел к созданию артефактов, в которых использовал «коллаж-монтаж» из подручных средств – газет и журналов. Так, поймав волну затухания ироничного постмодернизма, и наблюдая становление новой культуры метамодернизма, Вахтангов предложил собственный язык описания и анализа мироустройства – «Мыслефразы». Где-то между этими «измами» в, казалось бы, жестких экономических и социокультурных условиях находится искусство Вахтангова, раскрывающееся, тем не менее, как фазовое пространство. Это искусство воздействует развитием и становлением естественного языка живописи, графики, коллажа, монтажа как метода. Образы произведений художника, в сущности, блуждающие точки окружности индивидуальной визуальной культуры, которые обладают «окрестностью» изобретенных направлений и временных периодов, но не сводятся к их устоявшимся определениям.

Последний период творчества, связанный с работой над абстрактными и полуабстрактными композициями в духе пуантилизма, наилучшим образом характеризует «мыслефраза» самого художника, которую зритель и будущий читатель обязательно найдет в недавно изданной книге афоризмов художника «Скоро буду, Е.В.»: «А дальше что? Что дальше? Какое продолжение? Как какое? Дальнейшее – многоточие, много-много точек! Так что же, мне так и источать точки? Так и источай, пока не источишься, таково твое предназначение! Обесточенность!»

Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Александры Илюниной

Управление информации (пресс-служба) РАХ

www.museum.ru/N80460
Ваше мнение »»

»»Галерея искусств Зураба Церетели
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 19
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 05.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

"Вернисаж Музея Победы"

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

Выставка работ Гавриила Лубнина в KGallery

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

Выставка "В едином строю волонтёр и солдат" в Угличском музее

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Ордена военные напомнят…»

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Выставка «Уникум из Амурска» в Дальневосточном художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru