21 июня в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открывается выставка "Собрание ПК".
Имя Петра Евгеньевича Корнилова (1896-1981) – знаковое в истории искусства России, в музейном деле Петербурга и Казани. Вклад этого ученого в русскую культуру трудно оценить, опираясь только на сухие факты – перечень занимаемых им должностей в крупнейших учреждениях культуры, более 300 публикаций, сотни выставочных проектов и подготовленных каталогов. Даже бесконечный перечень имен друзей – художников и коллег, – тех, без которых немыслимо сегодня понимание пространства культуры и искусства ХХ столетия, дает лишь общее представление о подлинном значении этой личности.
Коллекция Петра Корнилова началась со скромных вещей – открыток и книжных знаков, с того, что мог себе позволить совсем еще юный человек, ощущавший уже в начале пути неминуемую сопричастность своей жизни с искусством. Именно поэтому, делая первые шаги в коллекционировании, он «уже чувствует себя Третьяковым». Всего через пару десятилетий Корнилов – не только ученый, музейщик, преподаватель, но и человек, чьим призванием стало «собирательство культуры».
Среди подлинных шедевров графики и живописи ХIХ–ХХ веков, среди выдающихся имен – Петрова-Водкина, Рудакова, Шиллинговского, Нестерова, Матэ, Остроумовой-Лебедевой, Замирайло, Самохвалова, Тырсы – сотни экслибрисов, афиш, вырезок из газет с портретами художников, собранные в папки и подшивки биографические материалы, открытки, фотографии, автографы. Кажется, его интересовало все, что было связано с контекстом искусства и культуры его эпохи. Понимание коллекции не только как художественного собрания, но и как источника, сохраняющего память, – тот особенный ракурс, отличающий взгляд Корнилова-собирателя.
Как рассказать о человеке, пришедшем на руководящую должность в Русский музей в сложнейшие времена: когда отдел графики стал отделом полиграфическим, во многом служащим советской пропаганде, а в секторе рисунка лежали тысячи графических листов, не принятых в музейный фонд?
Как представить молодого ученого, создавшего в Казанском музее отдел древнерусского искусства в годы уничтожения церквей и борьбы с религией?
Как понять, что помогало в блокадные годы с завидной регулярностью собирать коллег для обсуждения русского искусства ХIХ века или искусства Месопотамии?
Экспозиция предлагает пройти путь ученого, ежедневно делавшего выбор: шаг за шагом служить своему делу или стать кабинетным профессором. Этот путь воплощен буквально: от Начала к Восхождению, через Служение и Испытание – к Возрождению.
«Собрание ПК» – рассказ о большом ученом и о его коллекции, о жизни Петра Корнилова, посвященной служению культуре, и о высочайшей личной ответственности за нее.
Музей благодарит Наталию Корнилову, Андрея Харшака и Митю Харшака за предоставленные материалы и неоценимую помощь в подготовке выставки.
Куратор выставки Светлана Грушевская
Художник экспозиции Эмиль Капелюш
Графический дизайн: Екатерина Сотникова, Анастасия Мельник
Над выставкой работали: Ирина Иванова, Елена Арефьева, Светлана Александрова, Елена Джумук, Жанна Телевицкая.
Открытие 21 июня в 17:00