НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Валерий Юрлов. Было — стало

c 7 июня по 28 августа 2022Москва
Валерий Юрлов. Было-Стало. 1968. Предоставлено автором
7 июня в рамках "Фотобиеннале-2022" Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Было — стало» Валерия Юрлова, яркого представителя неоавангарда второй половины XX века, пионера послевоенной абстракции. Юрлов — создатель уникальной изобразительной системы, которую он последовательно развивает на протяжении всей жизни. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Центр Жоржа Помпиду, Художественный музей Зиммерли и др. На выставке в МАММ представлены живопись, графика, объекты и фотографии художника, охватывающие период с 1960-х по 2010-е годы, наряду с работами последних лет, которые будут показаны впервые.

Валерий Юрлов (род. 1932) принадлежит к поколению художников-шестидесятников, чьи творческие и духовные поиски пришлись на эпоху оттепели. В конце 1950-х–1960-х годах запрет на показ «другого искусства» ненадолго ослаб и Москву охватил выставочный «бум» — всего за несколько лет были показаны работы главных звезд современного западного искусства: Пабло Пикассо, Пьера Сулажа, Жана Фотрие и др. Событием, оставившем особенно яркий след в творческой эволюции советских неофициальных художников, стала Американская выставка 1959 года в парке «Сокольники», в которой участвовали лидеры нью-йоркской школы абстрактного искусства: Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и др. Для многих отечественных нонконформистов именно абстракция стала главным визуальным языком современности, так как «позволяла проникнуть в суть вещей, в их внутреннее содержание». Акт живописи приравнивался к акту познания.

Оптика зрения и мышления Юрлова — одиночки, не причислявшего себя к каким бы то ни было художественным группировкам, — сформировалась еще во время обучения в Московском полиграфическом институте (1949–1955). «Я очень рано пришел к пониманию избранного мною пути, — рассказывает художник, — и когда впервые увидел работы Пикассо и Поллока, мне показалось, что я все уже до них знал и придумал». Преподавателями Юрлова на факультете художников книги были «наследники русского авангарда», выпускники знаменитых Высших художественно-технических мастерских — Павел Захаров, Иван Чекмазов, Андрей Гончаров. По воспоминаниям Юрлова, в 1940-е–1950-е годы они были «своего рода отщепенцами, но вопреки официальным установлениям, стремились увлечь нас идеями авангарда 20-х годов». Пытаясь сохранить преемственность традиций, педагоги обучали студентов методам композиции, законам формо- и цветообразования, цветоведению.

В этот же период Юрлов начинает интересоваться проблемами взаимоотношений между чистыми формами. Переосмысливая авангардистские эксперименты начала века, он постепенно разрабатывает собственную эстетическую концепцию.

«Было — стало» — пластическая формула, найденная Юрловым на берегу моря в местечке Гульрипше близ Сухуми, где художник жил отшельником в конце 1950-х годов. Во время очередной прогулки он заметил консервную банку, разбитую волной. Сопоставив две формы — целую и видоизмененную, — Юрлов открыл универсальную метафору единства противоположных начал, составляющих основу мироздания. Надкушенное яблоко, разбитая бутылка, стакан или, наконец, чистая геометрическая форма в композициях Юрлова получают статус знака-символа. Различные состояния объекта, представленные художником одновременно, репрезентируют единство гармонии и хаоса, добра и зла, жизни и смерти. Размышления автора о взаимодействии структур и явлений тесно связаны с идеями Николая Кузанского — немецкого философа и теолога XV века, полагавшего, что «все вещи состоят из противоположностей».

В «пара-формах» Юрлов не ограничивается поиском тождественного и противоположного, он исследует пространственные, пластические и смысловые отношения, возникающие между различными формами. «Почувствовать и увидеть себя предметом, таким же, как и другие окружающие меня предметы», — так описывает свой метод работы художник. По-особому Юрлов работает и с темой времени. По воле автора-демиурга оно растягивается, сжимается, движется нелинейно или поворачивает вспять, неумолимо являя нашему взгляду «то, что было» и «то, что стало».

Музей и автор благодарят за содействие в организации выставки Дмитрия Стерликова и Кирилла Алексеева.

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

www.museum.ru/N80258
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

"Это нужно живым…". Монументы Победы

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Владивосток. Версия ART» в Дальневосточном художественном музее

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

Великая страна – Великая Победа. 1941-1945

Выставка «Восточная церемония»

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Выставка «Мир глазами фронтовиков» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

Выставка профессиональных плакатов «Наше дело правое» в Музее политической истории России

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru