13 мая в 17:00 в Музее Анны Ахматовой открывается выставка "Отпечатки петербургских «натуралий»"
Леонид Богданов, Александр Китаев, Валерий Потапов. Фотография
Экспозиция посвящена Дню города и 350-летию его основателя
Санкт-Петербург фотографировали с начала 50-х годов XVIII века (Иван Бианки, граф Иван Ностиц). Архив фотоизображений города огромен, в петербургской школе фотографии он занимает особое место и все время пополняется. Умышленный город, в своей красоте, непостижимости и странности, уже два с половиной века множится в фотообъективах, будто требуя воплощения не только в литературе, живописи, графике, но и в светописи.
На выставке представлено творчество трех петербургских фотографов последней трети ХХ века. У каждого – персональный фотографический взгляд на город.
В 1970-е – первой половине 1980-х Леонид Богданов снимал «черный» Ленинград, поглощенный тьмой и прорастающий из этой тьмы. Невероятной красоты и изощренности линия, отделяющая город от небес, живые блики на воде рек и каналов, на мокром асфальте, случайно светящиеся окна и редкие фонари, выплывающие из темноты набережные, фонарные столбы, иногда фасады. Город погружен в летаргический сон безвременья. Люди или машины, если и появляются в кадре, то как часть этого летаргического пейзажа.
Александр Китаев в «Желтой серии» (вторая половина 1990-х) представляет традицию, идущую от художников «Мира искусства», прежде всего, от Анны Остроумовой-Лебедевой – строгий, исполненный совершенства и гармонии город. «Желтый» Петербург невольно вызывает в памяти «желтизну правительственных зданий», «желчь двуглавого орла», «лимонную Неву» и «тревожную желтизну небес» в стихах Осипа Мандельштама. Фотографии Александра Китаева на первый взгляд предельно просты: по композиции, по тону, по настроению, при этом предельно изысканны.
В 1982 году Валерий Потапов начал цикл «Всеобщая история городов», работал над ним четверть века. Основной герой этого цикла – Петербург, но не тот, что мы видим собственными глазами. Валерий Потапов создает фантасмагорический образ города, который отчасти восходит к петербургским повестям Гоголя, отчасти к замечанию Владимира Набокова о схватке болотных духов с Медным царем – скрытом противостоянии цивилизации и подавленной, но не прирученной природной стихии. Мастерски исполненный фотоколлаж конструирует фотографическую реальность, от которой исходит гул цивилизационных катастроф. В пролете арки Нарвских триумфальных ворот видны вековые сосны. Медный всадник оказался на крыше полуразвалившегося сруба. Александрийские столпы служат по назначению – держат дощатый забор в чистом поле, конь с Аничкова моста переместился на лесную просеку, а двуглавый орел водружен на ствол ели на опушке леса.
В этом году тема Ночи музеев, которая приходится на время работы выставки, звучит как «Музей культурных «натуралий», отсылая к терминологии Кунсткамеры, то есть кабинета редкостей, как природных, так и рукотворных.
«Петербургские натуралии» – те же редкости, курьезы и странности, существующие в единственном экземпляре, экспонаты музея под открытым небом.
Вход на открытие свободный