НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого

c 18 мая по 30 декабряПсковская область
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
«Петр и Пушкин». Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого
Выставочный проект Пушкинского Заповедника «Петр и Пушкин» приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I, целью которого является показать изобразительными средствами трактовку образа Петра I и его эпохи в контексте пушкинских произведений.

Тема Петра в творчестве А.С. Пушкина есть примечательное явление. Это «встреча» двух существенных точек русской культуры: Петра и Пушкина, ставшего ярким проявлением нового типа личности – итога процессов русской жизни, чьё начало связано с преобразованиями Петра I. Говоря стихами Марины Цветаевой, Пушкин – «Последний – посмертный – бессмертный /Подарок России – Петра».

Изучению Петровской эпохи Пушкин посвятил полтора десятка лет. Работа над остальными историческими звеньями – времена Смуты, русская история XVIII века, история Пугачева, замыслы создания истории своего времени – так или иначе была связана с временем Петра I. На этом материале Пушкин решал наиболее актуальные политические вопросы о природе власти вообще и, в частности, самодержавия, искал объяснения социального положения в России, связанного с созданным Петром I типом государственности, отыскивал тенденции развития его исторических реформ, которые сказывались спустя «сто лет».

Экспозиционный показ представлен в шести разделах, расположенных в выставочных залах Музея П.А. и В.П. Ганнибалов.

Первый раздел выставки с условным названием «Начало славных дней Петра» рассказывает о первых подступах Пушкина к теме Петра, отраженной в статье «По смерти Петра» и открывающей автобиографические записки 1821 года, к которым поэт приступил, находясь в Кишиневе. По свидетельству Пушкина, в конце 1825 года он «принужден был» их «сжечь» «при открытии несчастного заговора» декабристов.

Дальнейшее развитие петровская тема получила в «Стансах», написанных 22 декабря 1826 года в Москве. Образ «вечного работника на троне» – Петра I – возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I. И весь пафос стихотворения – это стремление «в надежде славы и добра» указать императору на пример Петра I, который «нравы укротил наукой», «смело», сея «просвещенье». Убеждая императора быть «памятью, как он, незлобен», Пушкин выражает пожелание о возвращении декабристов из Сибири.

Второй раздел «Петра питомец» освещает сюжет исторического романа «Арап Петра Великого», над которым Пушкин работал в начале осени 1827 года в Михайловском. Он основан на «семейственных преданиях» о чёрном его прадеде А.П. Ганнибале – питомце и крестнике Петра I, ставшим, по определению Пушкина, его «наперсником». Здесь образ Петра – «вечного работника на троне» – раскрыт уже с разных сторон. Глазами «наперсника», рисуется фигура Петра, сведенная Пушкиным с «одических» небес, на которые её подняли поэты XVIII века.

Третий раздел под названием «Самая зрелая… стихотворная повесть» посвящен поэме «Полтава», в которой вслед за «Арапом Петра Великого» петровская тема предстала апофеозом дела Петра, торжеством преобразованной им России над шведским королем Карлом XII.

Четвертый раздел с названием «На берегу пустынных волн» посвящён поэме «Медный всадник». В этой написанной в болдинскую осень 1833 года «Петербургской повести», как очень точно назвал её в подзаголовке сам Пушкин, изображается разрушительная сила произошедшего 7 ноября 1724 года сильнейшего наводнения, о котором Пушкин узнал, находясь в михайловской ссылке. В ней атрибутом Петра, кроме творческого, разумного, организующего мира духа, оказывается грозная безжалостность. Но в то же время нигде Пётр, избавленный от случайных житейских примет, не выглядит так величественно, «богоподобно».

Пятый раздел выставки под названием «Я непременно напишу историю Петра I» рассказывает о последнем труде Пушкина – «Истории Петра», к работе которой он приступил в марте 1832 года.

«История Петра», точнее материалы к «Истории», как определил сам Пушкин, составляет самый обширный труд, охватывающий в хронологическом порядке события петровского времени. На его основе Пушкин предполагал написать историю Петра «в год или в течение полугода» и затем «исправлять по документам», глубоко понимая историческую необходимость и значение деяний Петра I, подчеркивая в них именно преобразовательную, созидательную сторону в своих произведениях.

И завершающий шестой раздел «В вечное владение...» освещает 280-летие со дня указа императрицы Елизаветы Петровны пожалования 12 января 1742 году Абраму Петровичу Ганнибалу «за долговременные и верные службы» из псковской царской вотчины «пригорода Воронича Михайловской губы <...> в которой показано по переписи генеральной пятьсот шестьдесят девять душ со всеми к ней принадлежащими землями в вечное владение». И 280-летие со дня рождения двоюродного деда поэта П.А. Ганнибала, в котором Пушкин нашёл источник «семейственных преданий» и от которого получил документы, касающиеся его легендарного прадеда, ставшего литературным персонажем в романе «Арап Петра Великого».

Основу тематической выставки составляют экспонаты музейного фонда Пушкинского Заповедника, наряду с которыми будут представлены работы из собрания художников и предметы из частных коллекций.

Образ Петра представлен в самых разных формах: от традиционного в XVIII веке портрета, так называемого парадного, и сочиненного рубежа XIX–XX и XXI веков. Произведения художников, создавших свою индивидуальную манеру изображения, передают образы исторических лиц благодаря умению увидеть в пушкинских персонажах живых людей во всей их портретной убедительности и психологической сложности.

Если роскошный рисунок Н.В. Кашкиной создаёт одной линией выразительные фигуры на белом листе, если акварельные рисунки братьев В. Г. и А.Г. Трауготов лёгкие и изящные, будто кисть и перо летает в руках художников, чуть касаясь бумаги, если линогравюры Рудольфа Яхнина, офорты Энгеля Насибулина, акварели В.А. Серова, рисунки Д.А. Шмаринова совершенны внутренней экспрессией, если ксилографии Ф. Д. Константинова, несмотря на обилие подробностей и деталей, не кажутся натуралистическими, то иллюстрации Л.Е. Фейнберга, Г.Ф. Штейна, Е.М. Родионовой, А.Д. Силина, И.И. Ершова, В.Ф. Алексеева дают возможность проследить эволюцию образа – от замысла до воплощения.

Колорит в сюжетной композиции выставки предают работы художника петербургской школы Натальи Аксёновой. В своём видении человеческих страстей, используя разную технику письма, она тонко раскрывает внутренний мир литературных героев Пушкина, давая простор воображению с помощью рисунка и цвета.

Л. В. Козмина, кандидат филологических наук, хранитель Музея-усадьбы Ганнибалов («Петровское»).

Открытие выставки состоится в Доме-музее П.А. и В.П. Ганнибалов в музее-усадьбе «Петровское» 18 мая и продлится до 30 декабря 2022 г.

www.museum.ru/N80006
Ваше мнение »»

»»Музей-усадьба «Петровское»
Адрес:Псковская область, Пушкинские Горы, с. Петровское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-2291
сайт:pushkinland.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: литературные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 05.12.2022  x    ?  


День Кунсткамеры

Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х - 1980-х годов

Выставка рисунков детей Донбасса «Я памятник себе…» в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское»

Дни Эрмитажа-2022. Гардероб Петра I. Обновлённая экспозиция в Галерее костюма в центре «Старая Деревня»

Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого. В рамках Года Петра Великого в Эрмитаже

Выставка "Греческий сюжет" в Музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского

Галина Шемякова. Уроки левитации

Круглый стол «Круг Ахматовой»

Выставка "МПВО: Хозяйки города" в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Памяти Герварта Вальдена: лекция и круглый стол в Еврейском музее и центре толерантности

Николай Мошков "Былое и время"

Проект «Акварель. Красный. Пепел» в Музее Анны Ахматовой. Новелла первая

Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества

Открытые мастер-классы по культуре русского письма в разные исторические периоды

Увидеть настоящее: русский импрессионизм в ХХ веке

Презентация отреставрированой панорамы 1870-х годов в Музее мостов, С.-Петербург

«Свет и воздух»: Роберт Фальк и Валентина Диффинэ-Кристи. Выставка в Самарском художественном музее

"Новогодние истории" из фондов Русского музея фотографии

"Литературные сны". Выставка Бориса Забирохина

Выставка «Барановские ситцы. Вчера. Сегодня. Завтра»

Тина Шибалова. Метод Вычисления

Русский авангард. Искусство для нового мира


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru