С 16 марта по 26 июня в Тверской областной картинной галерее будет работать выставка "Прогулка по Москве".
Москва! Как много в этом звуке… История столицы нашей Родины насчитывает уже около девяти столетий. Крупнейший в России центр общественной и культурной жизни – шумный, звенящий, многоликий – этот город живет в неустанном движении вперед.
Стремительный темп строительства Москвы установился ещё в 1930-х годах. Полным ходом шла реконструкция зданий и мостов, освоение новых районов, проектирование автомобильных дорог и водных магистралей, запуск маршрутов наземного транспорта, открытие первых линий метрополитена. Организация многочисленных зеленых скверов, садов и парков особенно повлияла на формирование облика современного города. Даже значительные потери военных лет оказались не в силах остановить развитие столицы. В середине 1950-х годов «выросли» московские высотки, ставшие главной доминантой городской застройки и одним из символов архитектуры нового времени.
Неудивительно, что образ обновленной Москвы стал одной из главных тем в творчестве ведущих советских художников. Представленные на настоящей выставке произведения проникнуты глубоким восторженным чувством. Борис Федорович Рыбченков и Петр Иванович Ванеев в своих литографиях стремятся охватить одним взглядом панораму расширяющегося города с высоты птичьего полета.
Тем временем на московских улицах кипит повседневная жизнь. В литографии Милицы Сергеевны Чарнецкой прохожие спешат по делам, пересекая Ломоносовский проспект. Акварель Валерия Сергеевича Алфеевского изображает оживленное движение на улице Горького (ныне – ул. Тверская). Подцвеченные лимонно-желтым окна троллейбусов мелькают в потоке одинаковых автомобилей, снующих по многорядному шоссе.
Особое место в экспозиции занимают работы «Новый Большой Москворецкий мост» (1938) и «Перед паводком в Лужниках» (1960) Николая Николаевича Волкова, выдающегося московского акварелиста, педагога, автора книг и статей по теории искусства. Переливы акварельных пятен и тончайшие цветовые нюансы образуют на бумаге необычайно цельную картину увиденного художником пейзажа. Виды центральных улиц кисти Татьяны Алексеевны Мавриной-Лебедевой выполнены гуашью в узнаваемой авторской манере. Свободный рисунок изящных линий и декоративность колорита создают красочный сиюминутный образ городской жизни.
Удивительной выразительностью обладают произведения талантливого графика Анатолия Владимировича Кокорина. Линеарный рисунок углем «Около ГУМа» (1969) художник дополнил цветными акцентами. Гармония линий и красок придает простому, на первый взгляд, натурному наброску ясность и особое настроение.
Собранные в экспозиции произведения языком изобразительного искусства рассказывают историю главного города нашей страны и приглашают посетителей совершить неспешную прогулку по улицам Москвы середины XX века.