Тверская областная картинная галерея представляет выставку "Портрет императрицы Екатерины I (1684-1727)"
Полотно с изображением Екатерины – памятник времени самых первых экспериментов русских, а возможно, и конкретно тверских мастеров в портретном искусстве. В провинции этот жанр начинался с неуверенного копирования изображений высочайших особ. Именно к такой официозной живописи относится портрет Екатерины, некогда составлявший пару с портретом самого Петра, что хорошо заметно по их фото в дореволюционной экспозиции Тверского музея. Возросший общественный запрос на подобные произведения объяснялся тем, что парадными портретами монарха теперь было принято украшать публичные пространства. Первым, если не единственным из них в Твери петровских времен, пригодным для размещения полотна, был «портретный покой» во владычных палатах – первая галерея светской живописи в истории города. Владычное собрание началось, судя по имеющимся крупицам информации, с парных портретов Петра и Екатерины, впоследствии навсегда исчезнувших из быта архиерейской резиденции.
Передача внешнего сходства, с которой автор портрета Екатерины справился довольно приблизительно, была не самой ответственной его задачей. В то время новоявленным русским портретистам предстояло детально овладеть новой для них европейской системой символов, передававших социальный статус модели. Между тем количество изменений статуса, пережитых Екатериной, оказалось рекордным для дома Романовых. Невенчанная мать добрачных царских детей, затем законная (с 1712 г.), но некоронованная жена царя превратилась в императрицу по титулу мужа (1721 г.), коронованную императрицу (1724 г.) и, наконец, самодержавную правительницу, унаследовавшую престол (1725 г.). Автору тверского портрета государыни предстояло уследить за этими тонкими различиями и отразить их кистью.
На полотне мы видим мантию с горностаем (самый ранний по времени из атрибутов Екатерины) и красную ленту с орденом св. Екатерины, учрежденным Петром в честь тезоименной святой его супруги. Орден имеет ключевое значение для установления обстоятельств создания портрета. Он сопутствовал Екатерине с 1714 г. и лишь в 1725 г. сменился орденом Андрея Первозванного, который как знак высшей власти Екатерина приняла уже после вступления на престол после смерти Петра. Но хотя в изображении нет ни одного атрибута императорской власти, надпись под портретом называет Екатерину самодержицей всероссийской.
В какой же из своих многочисленных ипостасей Екатерина запечатлена на самом деле? Разброс возможных дат создания портрета в любом случае невелик и относится к периоду между 1714 и 1727 годами. Но, возможно, те детали, которые в послании, оставленном художником, кажутся противоречивыми, напротив, отражают исторический момент очень точно и объясняются тем, что портрет написан сразу по получении в Твери известия о восшествии Екатерины на трон. В роли инициатора создания памятника вполне мог оказаться тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский, в распоряжении которого были для этого и организационные возможности, и средства, и кадры в лице архиерейских живописцев. На полотне, которое, несомненно, писалось по имевшимся на месте более ранним образцам, запечатлена Екатерина уже после объявления ее правящей императрицей 28 января 1725 г. (о чем говорит надпись), но до принятия ею ордена Св. Андрея 25 марта 1725 года. Обряд возложения орденских знаков произошел в придворной церкви во время литургии, причем церковным иерархом, который вынес из алтаря регалии ордена, лежавшие на престоле храма, и подал их на блюде коленопреклоненной императрице, стал именно тверской владыка Феофилакт.
История второй супруги Петра Великого Екатерины Алексеевны (1684-1727), поднявшейся на императорский престол из лифляндского простонародья, представляла собой самый поразительный каприз судьбы даже по меркам петровской эпохи, изобиловавшей взлетами и падениями. Принимая решение короновать супругу, Петр Великий так объяснял его в манифесте от 15 ноября 1723 г.: «В вышеописанных наших трудах наша любезнейшая супруга государыня императрица Екатерина великой помощницею была, и не точию в сем, но и во многих воинских действах, отложа немочь женскую, волею с нами присутствовала и, елико возможно, вспомогала».
Одним из самых ранних произведений русского светского искусства в Тверской картинной галерее является портрет Екатерины, относящийся к ядру собрания и некогда входивший в экспозицию дореволюционного музея в Тверском императорском дворце. Ныне, в рамках выставочного проекта, портрет ненадолго возвращается в дворцовые залы. Незамысловатость его художественного решения в значительной степени компенсируется высокой исторической ценностью.
Выставка открыта с 25 февраля по 10 мая 2022 г.