С 26 февраля по 17 июля 2022 года в Культурно-просветительском центре «Эрмитаж – Урал» будет представлена вторая масштабная выставка, организованная Государственным Эрмитажем и Екатеринбургским музеем изобразительных искусств.
Экспозиция «Русский портрет XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» включает в себя свыше пятидесяти полотен почти трёх десятков русских живописцев первой величины, среди которых Карл Брюллов и Валентин Серов, Константин Маковский и Иван Крамской, Борис Кустодиев и Василий Тропинин, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Василий Перов, Сергей Зарянко, Николай Ге, Иван Макаров, Леонид Пастернак, Николай Богданов-Бельский и многие другие.
Посетители получат возможность проследить эволюцию русской портретной живописи на протяжении целого столетия: от продолжателей традиций романтизма начала XIX века к приверженцам реалистического метода, игравшего ключевую роль в искусстве с середины века, и до экспериментаторских поисков представителей новейших художественных тенденций на рубеже XIX и XX столетий.
Проект представляет подборку лучших образцов портретного жанра, которые составляют своеобразную и исключительную галерею лиц дореволюционной России: «дворянский», «купеческий», «военный», «церковный» и другие.
Особое место в экспозиции занимают парадные портреты членов императорской династии. Среди бесспорных жемчужин выставки – «Портрет императрицы Марии Фёдоровны в русском платье», написанный в 1881 году крупнейшим портретистом второй половины XIX века Иваном Крамским. Специально в Екатеринбург приехала картина Бориса Кустодиева «Высочайший парад Лейб-гвардии Финляндского полка», представляющая собой не только документальную сцену одного из ярких эпизодов жизни Императорской Гвардии, но и написанный с натуры групповой портрет членов царской семьи, где изображены в том числе император Николай II и цесаревич Алексей.
В экспозицию вошли изображения русских офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года («Портрет офицера Лейб-гвардии Гусарского полка П.С. Масюкова» Владимира Боровиковкого; «Портрет графа В.С. Апраксина» Александра Варнека); выдающихся государственных деятелей («Портрет графа Г.Г. Кушелева» Ореста Кипренского; министров императора Александра II графа А.П. Бобринского и графа П.А. Валуева, работы Ивана Крамского); церковных иерархов («Портрет митрополита Серафима» Александра Варнека); именитых купцов, из среды которых вышло немало благотворителей, меценатов и коллекционеров («Портрет купца А.П. Сапожникова» Василия Тропинина; «Портрет купца А.Г. Елисеева», приписываемый кисти Бориса Кустодиева; портрет дочери собирателя П.М. Третьякова А.П. Боткиной работы Николая Милиоти). Ряд полотен составляют череду образов блестящих светских красавиц, куда вошли представительницы русской аристократии (два портрета графини С.А. Шуваловой работы Карла Брюллова; «Портрет княгини З.Н. Юсуповой» Валентина Серова; «Портрет княгини М.Г. Раевской» Ивана Макарова).
В отдельную тематическую линию выделяются образцы детского портрета. Интересен групповой портрет четырёх сыновей князя Г.И. Гагарина работы Карла Брюллова, отражающий влияние на автора творчества великих мастеров прошлого – от Рафаэля до Джошуа Рейнольдса. В салонном по своему характеру портрете Варвары Волковой Константина Маковского сказалось увлечение художника французской импрессионистической живописью. Примером новаторских поисков в искусстве рубежа XIX–XX веков может служить исполненный Леонидом Пастернаком портрет дочерей московского фабриканта и коллекционера Д.В. Высоцкого.
Коллекция живописи Отдела истории русской культуры – это уникальная часть собрания Государственного Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны экспонаты не успели эвакуировать, и реставраторам потребовалось много лет, чтобы вернуть к жизни сотни произведений. Ряд портретов экспонируется на этой выставке впервые (например, «Портрет купца Т.С. Морозова» Валентина Серова), а некоторые – после серьёзной и длительной реставрации («Портрет Н.А. Охотникова» Карла Брюллова).
Автор концепции и куратор выставки: Юрий Юрьевич Гудыменко, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Когда: 26 февраля 2022 - 17 июля 2022
Адрес: г. Екатеринбург, Вайнера, 11