8 февраля в Российском этнографическом музее открывается выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании Российского этнографического музея»
В честь 100-летия образования Карачаево-Черкесской Республики вниманию посетителей предлагается выставка, посвященная культурному наследию народов, издавна проживающих у подножья Эльбруса.
Кавказ недаром называют «перекрестком культур» – здесь встречаются различные традиции, создавшие особый мир в окружении высоких гор и бескрайней степи. Выставка знакомит с основными занятиями, образом жизни, конфессиональной и музыкальной традициями народов Карачаево-Черкесии – карачаевцев, ногайцев, черкесов и абазин. Посетители увидят более 300 предметов, характеризующих культуру этих народов. Уже в начале XX века сотрудники музея, будучи знатоками края, приобретали во время экспедиционных поездок предметы, наиболее типичные для традиции народов Карачаево-Черкесии, Каждый из этих экспонатов демонстрирует и искусство местных мастеров, и тонкий вкус носителей культуры, формируя поистине сокровищницу, благодаря которой мы можем сегодня познакомиться с богатым культурным наследием этих народов.
Среди экспонатов выставки особое место занимают костюмные комплексы: мужской – черкесский и женский – карачаевский.
Черкесский мужской костюм своим силуэтом демонстрировал местные представления о мужчине, его скрытой мощи и ловкости. Костюм, не сковывавший движения джигита, получил признание не только на Кавказе, но и широко за пределами региона. Неброская цветовая гамма ткани, из которой сшиты отдельные предметы костюма, лишь подчеркивал силу сдержанности мужчины-воина. Важным атрибутом, символом чести и достоинства горца всегда служил кинжал, без которого невозможно представить образ мужчины на Кавказе.
Карачаевский женский костюм, экспонируемый на выставке, характеризуется, с одной стороны, изяществом линий, что, впрочем, присуще женской одежде всех народов Север-Западного Кавказа, а с другой – использованием в качестве декоративного приема уникальной орнаментальной вышивки, например, знаменитого узора «бараньи рога», который выполняли золотными нитями в технике глади вприкреп. Такие декоративные элементы были обязательными и располагались по краю верхнего распашного платья карачаевки и его рукавах-лопастях. Знаковым, исключительно богатым элементом женского костюма являлся нашитый на бархатную ткань комплекс нагрудных украшений – нагрудник, изготовленный мастерами-ювелирами, который сразу же после рождения дочери отец заказывал известным мастерам.
Тему женских занятий продолжают демонстрировать предметы рукоделия, имевшие не только важное эстетическое значение, но и указывающие на статус мастерицы, поскольку, например, вышивание золотными и шелковыми нитями являлось, прежде всего, занятием представительниц аристократических семейств. Авторское мастерство нашло отражение не только в декорированных предметах костюма, но и в вышитых, а также плетеных свадебных дарах – кисетах, кошельках, поясах в виде тесьмы.
На выставке также представлены тамги – печати или клейма некоторых карачаевских родов. В традиционной культуре каждый воин был, в первую очередь, представителем своего рода. Знаком, отмечающим принадлежность к определенной фамилии, служила тамга, которая ставилась как на предметах личного имущества, так и на межевых камнях, надгробных столбах. Таким образом, родовая тамга сопровождала представителя фамилии на протяжении всей его жизни.
В суровых условиях горных хребтов и опасных диких степей народы Карачаево-Черкесии, как и другие народы Кавказа, создали институт куначества. Кунаки – названные братья – обменивались статусными дарами, например оружием, и приходили на помощь друг другу в сложных жизненных ситуациях. Выставка в целом о тех дружеских связях, которые исторически сложились на этой территории между представителями разных народов, и том едином культурном мире, который они создали.
Выставка предназначена для специалистов и широкого круга посетителей.
Выставка продлится по 17.04.22 г.