Музей «Подпольная типография 1905–1906 гг.»
Выставка «Я люблю тебя, жизнь!»
Графика 1950-1980-х гг. из собрания ГЦМСИР
2.01.2022 — 20.01.2022
С середины 1950-х гг. начинается новый этап в жизни советского государства, названный впоследствии оттепелью. Ощущение свободы, подъёма, возможность дискуссий и творчества, строительство новых городов, освоение целины, Всемирный фестиваль молодёжи студентов в Москве, открытие космической эры – всё это нашло яркое отражение в изобразительном искусстве.
Во второй половине 1950-х гг. идет активный поиск новых художественных форм, способных выразить сущность быстро меняющегося времени. В рамках единого реалистического направления не только стали возникать новые стили, но и опробовались забытые методы и приёмы, возрождались давние традиции.
На фоне официального стиля социалистического реализма идет процесс формирования так называемого «тихого» искусства, которое наибольших высот достигло именно в графике. В истории отечественного искусства графика 1950-1960-х гг. занимает особое место.
В этот период возникает и так называемый «суровый стиль». Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. В центре произведений - внутренний мир человека в калейдоскопе повседневных событий, воспевание героики трудовых будней.
Разнообразны жанры и техника исполнения представленных в экспозиции работ: от сюжетных композиций до городских пейзажей, от гуашевых зарисовок до техничных литографий и линогравюр. Художники рассказывают о комсомольском движении в Сибири во второй половине 1950-х годов (Михаил Ройтер и Сергей Снаткин, литография «По призыву партии»); о достижениях советской науки и спорта в 1970-е (Эмилия Глебова, литографии «Молодые ученые», «Юные гимнасты»). Представителей рабочих профессий запечатлели в своих работах Юрий Ефремов (линогравюра «Человек в космосе») и Юрий Кузьмин (линогравюра «Утренние электрички»); Москву 1970-1980-х воспевает Василий Сигорский («Март в новом Ховрине», «Арбатская площадь сегодня»)
Период с конца 1960-х до первой половины 1980-х годов сегодня называют временем застоя. Однако в советском изобразительном искусстве эти годы не были застойными: художники вели плодотворный художественный поиск, создавали талантливые произведения, вошедшие в сокровищницу отечественного искусства.