23 декабря 2021 года в Инженерном доме Петропавловской крепости состоится открытие выставки "Ленинградское детство. 1920-1980-е". Представленные в экспозиции фотографии, документы, плакаты, живописные и графические работы, архитектурная графика, скульптура, костюм, предметы быта и декоративно-прикладного искусства из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга расскажут о том, как жили дети Ленинграда на разных этапах истории страны, как проходило их воспитание, образование, социализация; чем увлекались, какие книги читали и в какие игры играли, во что верили и о чем мечтали юные ленинградцы.
Всем знакомые фразы "Счастливое советское детство", "Детство - беззаботная пора", "Всё лучшее - детям!" звучат как воспоминание о советском прошлом наших родителей, бабушек и дедушек, однако в чем же справедливость этих утверждений?
В первые годы после революции и Гражданской войны детство большинства ребят было омрачено голодом и беспризорщиной, годы репрессий 1930-х годов - страхом за близких. Война и блокада у многих детей просто забрала этот период жизни. Тем не менее, слова "советское детство" чаще всего соседствует с эпитетом "счастливое". И с этим утверждением предлагает согласиться или поспорить выставка, открывающаяся в Инженерном доме Петропавловской крепости.
31 декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет "Об организации Коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества", охрана интересов детей была провозглашена в качестве прямой обязанности государства, основными принципами воспитания стали бесплатность и доступность. Красноречиво иллюстрируют провозглашенные государством тезисы плакаты "Дети - наше будущее, наше счастье. Будущая мать - дорогая ценность государства" (1918-1920-е), "Кооператоры, устраивайте вашим детям ясли, очаги, детские сады" (1918), "Новый быт - детище Октября" (1920-е).
О новом быте, о жизни детворы в первые годы после революции свидетельствуют фотографии 1910-1930-х годов, запечатлевшие детские сады, детские очаги и игральные комнаты при заводах и фабриках, обеды в детских столовых.
Насущной задачей оставалась борьба с детской беспризорностью. С 1924 года активно работало общество "Друг детей", направлявшее беспризорников в детские дома и интернаты, или возвращавшее их родителям и родственникам. Одним из самых известных педагогов по работе с "трудными" детьми в Петрограде был В. Н. Сорока-Росинский. В 1920-1925 годах он возглавлял "Школу-коммуну им. Ф. М. Достоевского" (ШКИД) для трудно воспитуемых детей, известную многим по кинофильму "Республика ШКИД" (1966). Плакат к фильму можно увидеть на выставке.
Отдельный раздел экспозиции посвящен "детям, лишенным детства" - поколению детей-блокадников. В годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде оставалось около 500 тысяч детей. Голодные, истощенные, они помогали тушить на крышах "зажигалки", разбирать завалы во дворах, очищать город от снега, ухаживали за ранеными, участвовали в изготовлении оружия и боеприпасов. И продолжали учиться в школе. На выставке представлены пронзительные свидетельства горя и страданий, которые пришлось пережить маленьким ленинградцам: копии знаменитых дневниковых записей Тани Савичевой, записки ленинградского школьника Гарри Эзопа, умершего в блокаду, а также три письма отцу на фронт Юры Рождественского, без вести пропавшего в блокадном городе.
Медалью "За оборону Ленинграда" были награждены 15 249 детей, сотни юных удостоены орденов, многие из них посмертно. На экспозиции можно увидеть Орден Отечественной войны I степени, орденскую книжку партизанки-разведчицы Ларисы Михеенко, погибшей 4 ноября 1943 года при выполнении боевого задания и награжденной посмертно. А также пионерский галстук со значком и форменную пионерскую пилотку, принадлежавшие другой юной партизанке Юте Бондаровской, и галстук пионера-героя Маркса Кротова.
Послевоенные годы и последующие десятилетия проходили под лозунгом "Всё лучшее - детям!". Главным достижением стало общедоступное дошкольное и школьное воспитание и образование советских детей.
В яслях и детских садах малышей обучали правильному произношению, расширению словарного запаса и связной речи, занимались музыкальным воспитанием, большое внимание уделялось физическому воспитанию и закаливанию. Об этом напоминают фотографии творческих и спортивных занятий, детских утренников, прогулок в детских садах.
Отдельный раздел посвящен советской школе. Здесь можно увидеть тетради, учебники, письменные принадлежности, школьную форму для мальчиков и девочек, школьные парты, приборы для лабораторной работы и многое другое.
Школьную жизнь времен СССР невозможно представить без октябрят, пионеров, комсомольцев. В экспозиции демонстрируются октябрятские, пионерские и комсомольские значки, пионерская атрибутика - горны, барабаны, галстуки, пионерская форма.
О проблемах воспитания в сатирической форме рассказывают плакаты "Боевого карандаша".
Фотографии и афиши выпускных вечеров, в том числе главного праздника ленинградских школьников - "Алые паруса", впервые проведенного в 1968 году - многих заставят с улыбкой вспомнить свои школьные годы, пору теплых летних прогулок и бессонных белых ночей, наполненных юношескими стремлениями и мечтами о будущем.
Досуг юных ленинградцев занимали многочисленные кружки и спортивные секции, занятия самодеятельностью при детских садах и школах. Летние пионерские лагеря стали неотъемлемой частью жизни каждого советского школьника.
Ребят вовлекали в масштабные мероприятия, тысячи детей участвовали в олимпиадах и научно-технических выставках, посещали дома пионеров, станции юных техников, натуралистов, мечтали стать летчиками, машинистами, космонавтами. В 1948-м для юных ленинградцев была открыта Малая Октябрьская детская железная дорога, сыгравшая важную роль в профориентации школьников. Многочисленные фотографии запечатлели эти яркие события из жизни ленинградских детей и подростков.
Целый ряд экспонатов - игрушки, книги, настольные игры, наборы для конструирования, спортивный инвентарь, граммофонные пластинки и другие товары, знакомые многим из нас по походам в универмаг "Детский мир"- дают представление о детских играх и развлечениях советской поры.
В СССР не экономили на детском кинематографе, известные режиссеры снимали фильмы, в которых играли звезды кино. Театры радовали детей новыми спектаклями. На выставке представлены пригласительные билеты и афиши утренников, кинопоказов, театральных постановок для детей и подростков: плакат Ленинградского театра музыкальной комедии к спектаклю "Приключения Тома Сойера" (1971), афиша Ленинградского государственного Большого театра кукол к спектаклю "Золушка" (1968), афиши к фильму "Сто дней после детства" ("Мосфильм", 1975), к кинофильму "Чужие письма" ("Ленфильм", 1976), многочисленные афиши с репертуаром ленинградских кинотеатров на дни новогодних каникул.
Тема детства присутствовала в творчестве многих архитекторов. На экспозиции представлены проекты школ, детских садов, детских площадок, пионерских лагерей, санаториев, а также образцы мебели для детской комнаты "Комбайн" (1970-е) и мебели для детского кафе (1976).
Поколение детей, родившихся в конце 1970-х - начале 1980-х годов, взрослело в "годы перемен". Жизнь подростков "перестройки" красноречиво представлена городской репортажной фотографией Китаева А.А., Усова А.В., Компанийченко С.А. и других.
23 декабря 2021 - 1 июня 2022 года
Петропавловская крепость, Инженерный дом