14 декабря в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, ул. Карла Маркса, 57) открывается выставка Николая Рериха из собрания Государственного Русского музея.
Николай Константинович Рерих – один из значительных мастеров отечественной и мировой живописи, мыслитель, общественный деятель, ученый, путешественник, писатель.
Его именем названо около 80 обществ в Европе, Америке, Азии. Художник инициировал воззвание к мировому сообществу, известное под названием «Пакт Рериха» – первый в истории международный договор о защите культурного наследия. Призыв Рериха сохранять преемственность прошлого, настоящего и будущего воплотился в созданном им флаге «Знамя Мира». Белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами стало символом связи между народами и религиями.
С юных лет интерес к культурам Азии, в частности Индии, развивался у Рериха одновременно с изучением истории, искусства древних славян и христианской Руси. На протяжении всего творческого пути, от ранних произведений «славянского» цикла к последней, самой масштабной живописной серии – «Гималайской сюите», Рерих последовательно воплощал свою мечту о сближении народов через искусство и создании единой общемировой культуры.
В 1903-1904 гг. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной именно с Казани начинает экспедицию «По старине». В древнем городе он насыщается духом былых времен и пишет картину «Башня Сююмбике». Позже общение Н.К. Рериха с Казанью продолжается. Здесь в 1912 г. издается его первая книга-альбом с репродукциями произведений художника (составитель А.Ф. Мантель). В 1914 г. Н.К. Рерих пишет панно на тему взятия Казани для строящегося в Москве Казанского вокзала. Он ищет глубинные корни культуры народов России, в том числе татар. «…Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку о чудесах, которые знали когда-то хитрые арабские гости «Великого пути в Греки…».
В экспозицию, представленную в Галерее современного искусства ГМИИ РТ, вошли более 70 картин Николая Рериха из собрания Государственного Русского музея, а также произведения искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ, Национального музея РТ, Этнографического музея Казанского федерального университета (КФУ) и Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки КФУ.
Так, казанские коллекции восточного искусства из собраний НМ РТ и Этнографического музея КФУ познакомят зрителей с бывшей коллекцией Императорского Казанского университета, который был в середине XIX века не только одним из крупнейших научных центров, но и одним из первых центров по изучению языка и культуры Востока в мировой ориенталистике. Ламаистская коллекция Н.Ф. Катанова (1862–1922) из собрания ГМИИ РТ и НМ РТ дает представление о своеобразии культового искусства на Северо-Востоке России, в Монголии, Бурятии, Калмыкии – регионах, входивших в Казанский духовно-учебный округ, включавший обширные территории Волго-Уральского региона. Несомненно, представляет интерес изданная в 1912 г. в Казани А.Ф. Мантелем (1882–1936), первая в России монография о Н. Рерихе. Также из собрания ОРРК НБЛ КФУ экспонируются редкие издания эпохи модерна, где воспроизведены рисунки Н.К. Рериха и крупнейших мастеров этого времени, художников объединения «Мир искусства».
На выставке будет демонстрироваться тематическая мультимедийная программа с интерактивными эффектами в двусветном пространстве галереи.
В рамках выставки при участии Международного центра Рерихов (Москва), Региональной общественной организации «Татарстанское рериховское культурное объединение» для зрителей организуется лекторий «Держава Рериха», который можно посетить каждую субботу в 12:00.
Выставка продлится до 22 марта 2022 года