НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Русский фарфор эпохи романтизма из коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств

c 30 октября по 31 декабря 2021Волгоградская область
Афиша
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова представляет выставку русского фарфора эпохи романтизма из своей коллекции. Небольшая экспозиция, в которую вошло 23 предмета, знакомит с интересной страницей развития русского декоративно-прикладного искусства.

Фарфор до начала XVIII века был для европейцев загадочным и дорогим «китайским секретом». Европейцы неоднократно предпринимали попытки создать собственный фарфор, лишь в XVIII веке они увенчались успехом. Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны, стал первым фарфоровым предприятием в России. Именно здесь в 1747-1748 гг. талантливый русский ученый Д.И. Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Наивысшего расцвета русский художественный фарфор достигает в «золотой век» Екатерины II (1762-1796).

Во время ее правления мануфактура была реорганизована в Императорский фарфоровый завод (с 1765 года). Высочайше определена была миссия предприятия - «удовольствовать всю Россию фарфором».

Расцвет фарфорового производства ХIХ века пришелся на время, когда классицизм сменялся романтизмом. Если классицизм видел красоту в строгой гармонии, подобной античным образцам, то романтизм привнес в мастерские художников интерес к живым чувствам, переживаниям, правде жизни.

В стиле ампир исполнен самый значительный сервиз этого времени, известный под именем «Русский» или «Гурьевский». Во время царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял граф Д.А. Гурьев, доверенное лицо императора. При нем началась большая реорганизация завода. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.С. Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени, его сменил в 1831 году А.И. Воронихин. Парадный сервиз на 50 персон (общее количество предметов - 4500) предназначался для резиденции русского императора в Зимнем дворце. Общая цветовая гамма ансамбля (красно-коричневый тон и золото) – парадная. Сервиз украшают пейзажи Москвы и Петербурга, Петергофа и Гатчины, исполненные по картинам и гравюрам С. Щедрина, Ф. Алексеева, А. Ухтомского, С. Галактионова, а также жанровые сцены из жизни разных сословий Российской Империи.

Отечественная война 1812 года дала толчок к рождению серии «военных» тарелок, выпускавшихся Императорским фарфоровым заводом на протяжении всего XIX века. Над созданием ее в разное время работали такие известные художники Императорского фарфорового завода, как Н. Фролов, Ф. Даладугин, В. Мещеряков, Ф. Мидин, Е. Щитинин, Ф. Артемьев, В. Столетов. Декоративные тарелки с изображением военных мундиров высоко ценились при русском дворе и служили, главным образом, для украшения парадных дворцовых залов.

Тарелка Императорского фарфорового завода входила в банкетный сервиз, основной состав которого исполнен в середине XIX века. Сервиз предназначался для Большого Петергофского дворца и часто назывался также «Петергофским». Образцом для него стал севрский сервиз «Капустные листья» (1790), получивший свое название благодаря рельефному орнаменту, напоминающему по форме капустный лист. В создании «Петергофского» сервиза принимали участие ведущие художники завода: Е. Максимов, А. Красовский. Сервиз неоднократно пополнялся в последующие годы.

Завод Ф.Я. Гарднера- первая в России частная фабрика по производству фарфора. Она начала свою деятельность в 1766 году на подмосковных белых глинах под руководством Франца Яковлевича Гарднера (1714-1790). С 1855 года Гарднер получил почётное право ставить на изделиях своей фабрики изображение государственного двуглавого орла. В Российской Империи это был эквивалент знака качества. Гарднер, обладавший прирождённым даром к коммерции, наладил также и массовый выпуск фарфоровой посуды.

По инициативе графа Гурьева в 1806 году был принят закон, запрещающий ввоз иностранного фарфора и фаянса. Это способствовало росту других фарфоровых и фаянсовых производств на территории Российской Империи.

Завод Алексея Гавриловича Попова (1770?-1850) занимает одно из ведущих мест среди частных фарфоровых предприятий России первой половины XIX века. По художественному уровню, качеству фарфорового черепка, белизне массы продукция этого завода стоит в одном ряду со знаменитым фарфором Гарднера, и Императорского фарфорового завода. Производство сложилось в 1811 году на основе предприятия, созданного бывшим комиссионером Гарднера в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии. На заводе Попова вырабатывался только фарфор высокого качества. Немалую роль в формировании успеха продукции играла собственная палитра красок, отличающаяся богатством и изысканностью тонов, которую разрабатывала лаборатория завода. Изделиям, выходившим с завода А. Попова, присущи декоративность, тонкое чувство колорита, любовь к ярким, сильным, чистым краскам, к крупному декоративному пятну, к смелому, выразительному рисунку. Мастера завода одними из первых стали использовать технику деколи, где изображение переносилось на фарфор с бумажной основы.

Фарфоровый завод братьев Новых находился в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Он был основан 1816-1824 годах. Завод расположен неподалёку от Гжели и был одним из крупнейших, выпускавших фарфор и фаянс. Там выпускалась не только посуда, но и скульптура. Для продукции фабрики характерна простота форм и линий, свойственная стилю ампир, но при этом активная яркая роспись. Фаянс декорировался своеобразными рельефными рисунками, позолотой. Фабрику Храпунова-Нового прославила именно роспись чайной посуды, сделанная местными живописцами.

Фарфор служил способом распространения новых вкусов, мод и художественных идей. Не случайно большой любовью пользовались уменьшенные копии известных живописных работ, подобные нашей реплике картины Б.Э. Мурильо «Мальчики, поедающие виноград и дыню». В свою очередь, фарфрор может немало рассказать современному зрителю о духе своей эпохи.

30.10.2021 - 31.12.2021

Адрес: г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д.21

www.museum.ru/N78884
Ваше мнение »»

»»Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21
Проезд:Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"
Телефоны:(8442) 24-16-79; 38-24-44
сайт:mashkovmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.01.2022  x    ?  


Концерт песен Владимира Высоцкого в День его рождения

Бесплатные музеи и экскурсии: на ВДНХ пройдут мероприятия ко Дню студента

Выставка Музея AZ "Лики/ Лица/ Морды" в Русском музее

Антон Стекольщиков. «Расширяя горизонт»

Три века российской прокуратуры. Редкие издания из фондов Российской национальной библиотеки

К 350-летию со Дня рождения Петра I. Выставка «И памяти твоей, Великий Петр»

Выставка «Я цели намечал свои на выбор сам…»

К 880-летию со дня рождения Низами Гянджеви. Выставка «Семь красавиц» в Русском музее

Московский изразец на выставке в музее-заповеднике «Коломенское»

Праздник «День мороженого» в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева

Выставка «Многоликое Поволжье» в Саратовском областном музее краеведения

Анатолий Маслов (Сударь). День первый

Награда коллективу авторов книги «Очень прошу ответить мне по существу…»

«Ночь в Манеже», С.-Петербург

Неделя российской науки в Дарвиновском музее

Выставка Данилы Ткаченко «Осколки» в Галерее Люмьер

Нескучные четверги в Дарвиновском музее. Февраль

Николай Денисенко. Рассказы света

XVII конференция «Народный костюм Русского Севера: изучение, сохранение, реконструкция»

Фотовыставка Дмитрия Сеника "Карасуны"

«Мимолетный стиль модерн»: новый цикл проекта «Знание. ВДНХ»

«Ветер с Волги». Выставка картин Владимира Маслова в Угличском музее

Елена Арцутанова. Ритмы. Живопись последних лет

Артур Молев. Бадя

Выставка «Богаевия» в Феодосийском музее А.С. Грина

Музей-квартира И.Д. Сытина запускает новый проект "Встречи у Сытина"

Залман Шкляр. Московский стоп-кадр

Выставка «Исчезающий и вечный» в Музее Востока

Завершена реставрация Родительской усадьбы М.А. Шолохова

Доходный дом в русской литературе

Выставка «Придумали и сделали! Виктория Нурисламова. Языковые конструкции»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru