НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт» в Инженерном доме Петропавловской крепости

c 11 ноября 2021 по 30 мая 2022Санкт-Петербург
Родченко Александр Михайлович (1891-1956). Рекламный плакат для Акционерного общества ''Добролёт''. 1923. Литографский оттиск. Архив А.М. Родченко и В.Ф. Степановой
Автор рисунка Чехонин Сергей Васильевич (1878-1936), исполнитель росписи Пещеров М.М. Тарелка ''Кубистическая с молотом''. Государственный фарфоровый завод. 1919. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. ГМИ СПб. Инв. № V-Б-123-ф
Чернихов Яков Георгиевич (1889-1951). Архитектурная фантазия. Иллюстрация к книге ''Архитектурные фантазии. 101 композиция''. Ленинград. 1933. Бумага, тушь, гуашь, карандаш. Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Инв. № Р Iа-11292/59
Лисицкий Лазарь Маркович (1890-1941). Система театра. Лист из папки ''Фигуры из оперы А. Кручёных ''Победа над Солнцем''''. 1920-1921. Бумага мелованная, акварель, гуашь, графитный карандаш, черный карандаш, цветной карандаш, чертежные инструменты. Государств
Родченко Александр Михайлович (1891-1956). Эскиз костюма (Председатель Горсовета) к постановке ''Клоп''. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Бумага, карандаш, чернила. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. КП 180169/430
11 ноября 2021 года в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт», объединившая экспонаты из собрания 14-ти российских музеев, институтов, архивов и частных коллекций и показывающая, как всеобщее увлечение механизмами, модернизацией производства и техникой нашло отражение в искусстве авангарда конца 1910-х – 1930-х годов и какое влияние оказало на повседневную жизнь человека.

Феномен авангарда является одной из наиболее важных вех в истории ХХ века. В России искусство "передового отряда" достигло своего расцвета в 1920-е годы, совпав с воспеванием технологического прогресса, культом механики и техницизма. Идея создания механизированной среды отвечала основной задаче, возникшей после Октябрьской революции, - формированию нового общества и строительству нового быта, увеличению темпов производства и рабочей силы. Это привело к развитию агитмассовых форм искусства и обращению к образам, понятным обычному человеку. Всеобщее увлечение машинной эстетикой в период с 1917 года и до начала 1930-х годов повлияло, таким образом, не только на художественную, но и повседневную жизнь страны.

На выставке будут представлены архитектурные проекты, эскизы и фотографии театральных декораций и костюмов, произведения живописи и графики, образцы текстиля, керамические изделия и предметы быта, воспевающие индустриализацию и экспериментирующие с новыми, "машинными" формами и объёмами.

Творчество художников-авангардистов обширно представлено работами одного из основоположников конструктивизма Александра Родченко и его жены, художника-дизайнера Варвары Степановой, экспериментировавших не только в области живописи и графики, но и с объемными формами, исследовавших возможности конструкции и плоскости. Перекликаются на выставке с работами Родченко и Степановой пространственно-динамические конструкции Густава Клуциса. Как и многие авангардисты он стремился ликвидировать отрыв искусства от индустрии и бытовой среды. Спроектированные им технические сооружения представляли собой настоящие произведения искусства.

С середины 1920-х годов Александр Родченко занимался фотографией, основу которой составляли ракурсные изображения архитектуры. На выставке можно увидеть эксперименты художника в этой области.

Понятие "производственное искусство" приобрело ясные очертания на страницах журнала "ЛЕФ" (Левый фронт искусств), выходившего с марта 1923 года под редакцией Владимира Маяковского. Этот журнал стал единственным советским изданием, где на равных правах обсуждались вопросы искусства, производства, литературы, кино, рекламы, фотографии и театра. Все номера "ЛЕФа" и "Нового ЛЕФа" (1927-1928) были оформлены Александром Родченко. Обложки этих журналов можно увидеть на выставке.

Плакатное искусство эпохи авангарда широко представлено знаменитыми плакатами "Окна РОСТА", которые создавались в Москве и Петрограде и оказали значительное влияние на развитие советской социально-политической графики, в том числе и карикатуры.

В петроградских "Окнах РОСТА" (1920-1921) традиции лубочного рисунка уже сочетались с новаторством авангардизма. Плакаты, выпущенные в период НЭПа, продвигали продукцию госпредприятий и создавались представителями "левого" искусства: Александром Родченко, Варварой Степановой, Антоном Лавинским.

С началом индустриализации в 1929 году на плакатах появились призывы к укреплению индустриальной мощи страны, увеличению темпов производства, наиболее тиражируемыми стали изображения заводов, фабрик и рабочих, все чаще стал использоваться метод фотомонтажа, адептами которого стали Густав Клуцис, Сергей Сенькин, Валентина Кулагина, Дмитрий Буланов и др.

Отдельный интерес на выставке представляют архитектурные проекты общественных и производственных зданий, выполненные в 1920-1930-х годов для Москвы, Ленинграда и других городов известными архитекторами Александром Никольским, Владимиром Гальпериным, Андреем Олем, Сергеем Некрасовым и другими. Среди представленных графических листов проект круглой бани в Лесном (1925), макет хлебозавода на Кушелевке, конкурсный проект Дома жилищной коммуны на 2000 человек в Ленинграде (1930), конкурсный проект Ленинградского зоопарка (1931), проект Международного Красного Стадиона на Ленинских горах (1925), проект Дворца Труда в Москве (1922) и пр.

Неотъемлемым компонентом авангардной культуры стало художественно-декоративное оформление городов к революционным праздникам. Эскизы убранства, соответствующие духу нового времени, выполнялись самыми известными художниками и архитекторами: Натаном Альтманом, Кузьмой Петровым-Водкиным, Борисом Кустодиевым, Владимиром Лебедевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Щуко и другими.

Во второй половине 1920-х - начале 1930-х годов декоративным оформлением Ленинрада занимался ИЗОРАМ (объединение "ИЗО рабочей молодежи") во главе с Моисеем Бродским. Группа состояла из художников, которые не имели профессионального образования, многие из них работали на заводах и фабриках. Сюжетные композиции этого периода с изображением рабочих, машин, заводов и движущихся установок представляют собой самостоятельные художественные произведения и становятся своеобразной машинерией городской сцены.

Выдающимся с художественной точки зрения стало оформление Ленинграда к празднованию годовщин Октябрьской революции и 1-го Мая. Эскизы и фотографии оформления города к этим датам, а также другим праздникам, можно увидеть на выставке.

Развитие индустриальной культуры и промышленности способствовало изменениям и во всех прикладных сферах. Руководствуясь принципом утилитарности, художники задумались о создании нового, функционального типа одежды. Так появилась прозодежда - рабочая одежда для людей, занимавшихся производственной деятельностью во всех сферах. На выставке представлены эскизы костюмов и образцы тканей с абстрактными рисунками, выполненными художниками-конструктивистами.

Однако наибольшую популярность среди населения получил текстиль с сюжетно-тематическими изображениями, более известный как агиттекстиль. Современники не умаляли его роль, утверждая, что текстильный орнамент может стать орудием массовой агитации. Так, в качестве сюжетно-тематических рисунков новых тканей использовались символы труда, детали машин, силуэты самолетов, повторяющиеся изображения заводов, тракторов, рабочих. На выставке можно увидеть образцы ткани с агитационными орнаментами "Фабричный гудок", "Трактора", "Индустриальный мотив" "Красноармейцы на лыжах" и многие другие.

Новый тип одежды использовался и на театральной сцене. Применяя характерные приемы создания прозодежды, художники с помощью костюма подчеркивали тот или иной типаж героя. Активно экспериментировали в этой области Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова, Александра Экстер.

Большой раздел выставки посвящен театральным постановкам эпохи авангарда. Премьера футуристической оперы "Победа над Солнцем" состоялась 3 декабря 1913 года в "Луна-парке" в Санкт-Петербурге, став одним из важнейших событий в истории русского авангарда. Либретто оперы было написано Алексеем Кручёных, музыка - Михаилом Матюшиным, пролог - Велимиром Хлебниковым, а художественное оформление постановки выполнил Казимир Малевич. Главная тема оперы, как писал Алексей Кручёных, - "победа техники над космическими силами и биологизмом".

В 1920-1921 годах к опере "Победа над Солнцем" обратился Лазарь Лисицкий. В его проекте актеров заменили "фигурины" - огромные марионетки, которые приводились в движение электромеханической установкой. Проект Лисицкого так и не был осуществлен. Эскизы костюмов к опере "Победа над Солнцем", выполненные Казимиром Малевичем и Лазарем Лисицким, можно увидеть на выставке.

Особое внимание на выставке уделяется постановкам знаменитого театрального режиссера, родоначальника "биомеханики" Всеволода Мейерхольда. Здесь представлены эскизы костюмов, декораций и фотографии сцен спектаклей "Великодушный рогоносец" (1922), "Смерть Тарелкина" (1922), "Земля дыбом" (1923), "Лес" (1924), "Д. Е." ("Даёшь Европу!") (1924), "Мандат" (1925), "Горе уму" (1928) и др.

Интересны проекты оформления сцены и костюмов к неосуществленной постановке Мейерхольда по пьесе Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1922), разработанные Сергеем Эйзенштейном. Механического вида конструкции, придуманные художником, имели строгие геометрические формы и соединялись между собой веревками и тросами. Своим внешним видом "игровая машина" напоминала цирковое снаряжение, включая в себя движущиеся лифты и тротуары, цирковые трапеции, канаты и другие механизмы. Эйзенштейн объявил конструкцию "универсальной супрематической установкой для всякой пьесы".

На выставке также можно увидеть афиши, макеты декораций и эскизы костюмов к пьесам Владимира Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня" (1930), созданные художниками Александром Родченко, Александром Дейнекой и Сергеем Вахтанговым, а также афишу к пьесе "Бунт машин" (1924), написанной Алексеем Толстым под впечатлением научно-фантастического произведения чешского писателя и драматурга Карела Чапека "R.U.R".

Ярким примером увлечения "машинерией" в кинематографе стал фильм "Аэлита" (1924), представляющий собой вольную экранизацию одноименной научно-фантастической повести Алексея Толстого, выполненную режиссером Яковом Протазановым. В основе романа лежало противопоставление цивилизаций Марса и Земли. Марсианские декорации были выполнены художником Виктором Симовым в духе конструктивизма. Над костюмами изначально работал Исаак Рабинович, позднее была приглашена Александра Экстер. Эскиз костюма марсианина к кинофильму "Аэлита" представлен на выставке.

Организатор проекта: Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Участники проекта: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный музей В.В. Маяковского, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно", Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Московский архитектурный институт, Архив А. Родченко и В. Степановой, Исторический архив ОАО "Трехгорная мануфактура". Музей выражает особую благодарность А.Н. Лаврентьеву, А.Н. Селивановой, Г.А. Каревой и А.А. Коноплёву за помощь при подготовке выставки.

www.museum.ru/N78880
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Адрес:город Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3
Проезд:Ст. м. "Горьковская", "Спортивная"
Телефоны:(812) 498-05-11, 230-64-31
сайт:spbmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru