Бывают странные сближенья… Даты выставки: 9 ноября 2021 - 6 февраля 2022
Место проведения: Москва, Волхонка, 12, Главное здание
Кураторы: Жан-Юбер Мартен (Франция); Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставочный проект известного французского куратора Жан-Юбера Мартена "Бывают странные сближенья...", который станет одним из главных событий музея в 2021 году. Масштабная экспозиция, включающая более четырехсот произведений искусства и предметов естественно-научных коллекций, займет основную выставочную ось Главного здания музея и 7 залов второго этажа. Зрителей ждет встреча не только с хорошо известными экспонатами Пушкинского, но и с той частью собрания, которая обычно скрыта в запасниках, а также с произведениями старых мастеров и современных художников из более чем 50 отечественных и зарубежных музейных и частных коллекций.
Созданная Жан-Юбером Мартеном экспозиция предлагает принципиально новый взгляд на коллекцию музея и на историю искусства в целом. Разрушая концепцию музея как храма или гигантского архива с тщательно выстроенными иерархиями, куратор предлагает превратить его в игровое пространство и увидеть сходства и различия, существующие между произведениями различных эпох вопреки хронологическим и географическим дистанциям. Так рождается новая классификация художественного творчества, которая позволяет взглянуть на классическое искусство как на современное.
Мышление аналогиями, которым так часто пользуются художники, становится ключом к пониманию сути этого экспозиционного эксперимента. Пренебрегая традиционным музейным инструментарием в виде экспликаций и развернутых этикеток, дающих зрителю четкое понимание, какое место отводится тому или иному произведению в истории искусства, куратор предлагает опираться прежде всего на собственные впечатления. Обнаружить сходство в изображениях драпировок на средневековых иконах и приемах художников-кубистов, найти скрытые символы в известных картинах и проследить, как Мадонна Энгра превратилась в "Черный квадрат" Малевича помогут тщательно подобранные ряды визуальных аналогий. Выставка состоит из 13 разделов, каждый из которых имеет собственный сюжет, связанный с опровержением бытующих в истории искусства мифологем.
"От потаенного образа к двойному". Экспозицию открывает раздел, который сразу вовлекает зрителя в игру. В изображенных на картинах ветвях деревьев, скалах, складках одежды часто можно обнаружить очертания человеческих лиц или животных. Что это - случайность или скрытые послания художников?
"Античная скульптура. От белой к полихромной". На протяжении веков белизна и фрагментарность античной скульптуры ошибочно воспринималась как незыблемый абсолют. Это ложное представление, сформировавшееся в эпоху Возрождения на основе археологических открытий, во многом определило европейское понимание хорошего вкуса и поэтому оказалось столь живучим. Как подобные мифологемы влияют на последующее развитие искусства, в каких иных традициях себя обнаруживают и как соотносятся с современностью?
"От возлюбленной к колдунье". Любовь - одна из доминирующих тем в классическом западноевропейском искусстве. Музейная коллекция позволяет продемонстрировать широкий спектр женских образов, а обилие произведений на эту тему - составить последовательность картин и рисунков, рассказывающих историю любви. Среди сюжетов можно найти как приглашение на свидание, ухаживание и замужество, так и вызванный женской красотой и соблазнительностью страх, оборачивающийся против женщин и провоцирующий обвинения в колдовстве и казни.
"От яблока к земному шару". Следующий раздел выставки предлагает зрителю отправится в путешествие по изображениям мира и космоса. Повествование, начинающееся с запретного плода в руках Адама и Евы, подчиняясь доминирующему в представленных здесь произведениях образу круга, проходит через разные культуры, религии и страны и вновь возвращается к христианской иконографии. Яблоко превратилось в земной шар в руках Иисуса - Спасителя мира.
"От зеркала к двойнику". Раздел продолжает тему визуальной игры. Такой распространенный в мифологической и жанровой живописи атрибут, как зеркало, служит инструментом нарушения восприятия пространства и позволяет художнику совмещать разные точки зрения.
"За наблюдателем наблюдают". Чтобы изображение существовало, необходим зритель. Как часто находясь в музеях мы обнаруживали, что портреты следят за нами взглядом?
"От юности к старости". Для музея традиционен хронологический принцип построения экспозиции. Однако в данном разделе произведения расположены не по датам их создания, а по возрасту персонажей, изображенных на картинах или в скульптуре.
"От горизонта к птичьему полету". Одним из излюбленных жанров в живописи является пейзаж. В изображениях природы законы перспективы требуют определить на картинной плоскости точку схода. Коллекция музея позволяет составить целую серию изображений с постепенно поднимающейся точкой зрения - от линии горизонта к вертикальному взгляду сверху.
"От складки к геометрии". Тяготение к простым формам, выявление геометрических структурных элементов в равной степени актуально и для русской иконы, и для живописи и графики старых мастеров, и для художников ХХ столетия. Сетки Франсуа Морелле находят неожиданные аналогии в декоративных восточных панно и рисунке египетских погребальных пелен, а живопись Пабло Пикассо и Жоржа Брака оказывается созвучна иконописной традиции.
Один из важнейших разделов выставки не случайно озаглавлен "От "Черного квадрата" к ташизму. Две школы". Парижский журнал "Les Hommes du Jour" в 1920 году опубликовал разворот с заголовком "Две школы", где были воспроизведены друг напротив друга две Святые Девы - Жана Огюста Доминика Энгра, сосредоточенная и благоговейная, и Франсиса Пикабиа, сведенная к чернильному пятну. Это можно интерпретировать как противопоставление классицизма и экспрессионизма. Несмотря на свою радикальность, "Черный квадрат" Казимира Малевича продолжает живописную традицию: трансформировавшись в творчестве Александра Родченко, он породил монохромию Ива Кляйна. Что касается чернильного пятна, то оно вело через Макса Эрнста и, опять же, Родченко к экспрессивному жесту Жоржа Матьё, Сирага Кадзуо и Джексона Поллока.
"Пять чувств". Самый интерактивный раздел выставки, где каждая из данных человеку пяти возможностей ощущения мира проиллюстрирована классическими произведениями и работами современных художников. Искусство, которое можно услышать, потрогать и даже попробовать на вкус.
"От фигурных скал к абстрактной скульптуре". В отличие от принципов классической западной эстетики, в китайских "камнях ученых" гунши ценится не красота, но странность и необычность формы. Такой вкус к игре с объемами и пространством открыл новые пути для развития скульптуры.
"От вакханалии до таверны". Возникнув из греческих Дионисий, вакханалии стали распространенным сюжетом в искусстве, позволяя художникам изображать гедонистические сцены. Однако постепенно на смену мифологии приходит жанровая живопись, мифологическое сменяется тривиальным.
С 1 по 24 декабря в музее пройдет ежегодный XLI Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Вариации в свободном стиле", программы которого перекликаются с наиболее яркими сюжетами выставки.