НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Аньоло Бронзино. Портрет Данте. Из частного собрания

c 10 ноября 2021 по 16 января 2022Санкт-Петербург
Аллегорический портрет Данте Алигьери. 1532-1533. Аньоло Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано, 1503 – 1572) © частная коллекция Леонида Богуславского
10 ноября 2021 года в Итальянском кабинете Государственного Эрмитажа (Зал № 233) открывается выставка «Аньоло Бронзино. “Аллегорический портрет Данте”. Из частного собрания».

На экспозиции представлены два произведения: «Аллегорический портрет Данте Алигьери» кисти флорентийского художника Аньоло Бронзино и печатное издание «Божественная комедия» Данте, выпущенное в Венеции в 1578 году.

«У этой выставки много уникальных особенностей: она была задумана как часть Санкт-Петербургского культурного форума. Форум отменен, но выставка состоится, также как круглый стол «Ад и Рай» и поэтический концерт. Этот год оказался годом Бронзино. После реставрации мы выставили две его эрмитажные картины. Сегодня благодарим владельца за предоставленное произведение Бронзино. Этот художник достоин частого созерцания», - отмечает Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Выставка приурочена к 700-летию со дня смерти великого поэта - Данте Алигьери (1265-1321) и проходит в перекрестный год музеев Россия – Италия 2021-2022.

«Аллегорический портрет Данте Алигьери» был исполнен флорентийским живописцем Аньоло Бронзино в 1532-1533 годах. Согласно упоминанию Джорджо Вазари, портрет заказал банкир Бартоломео Беттини для убранства одной из комнат своего дворца во Флоренции. Исторический образ на портрете является частью трилогии «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь»: Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Все эти произведения имели полукруглое завершение, так как размещались в арочных люнетах* верхней части комнаты. Вероятно, Бронзино написал все три портрета серии, однако «Аллегорический портрет Данте Алигьери» из частного собрания остается единственной известной на сегодняшний день работой трилогии, сохранившей оригинальный размер и форму, повторяющую архитектурное полукруглое завершение.

Данте Алигьери сразу узнается по профилю, традиционному красному одеянию и лавровому венку. Бронзино представил героя на фоне пейзажа в эффектном развороте, под таким углом, словно зритель смотрит на изображенного снизу вверх.

Правой рукой Данте указывает на Флоренцию, пребывающую во тьме, сам он развернут в сторону восхода солнца, озаряющего вершину Чистилища и сферы Небесного Рая. Поэт держит большой манускрипт своего бессмертного творения «Божественная комедия», раскрыв книгу на странице с текстом из Рая (Paradiso. Песнь XXV). Здесь можно прочесть строки, говорящие о желании великого поэта вернуться на родину:

«В ином руне, в ином величьи звонком

Вернусь, поэт, и осенюсь венцом

Там, где крещенье принимал ребенком…»

Почитание гения Данте занимало во Флоренции XVI века особое место, соединив в себе статус изгнанника и образ любви и принадлежности родному городу. Именно поэтому Данте изображен на фоне Флоренции, указывая на её символ, собор Санта Мария дель Фьоре. Под его правой рукой не только город, но и пламя Ада. В это время справа в верхней части ночное небо постепенно высветляется до яркого света: над Флоренцией, погруженной во мрак, восходит солнце и наступает время Рая, а Данте здесь выступает как просветитель, как несущий свет.

Аньоло Бронзино (Аньоло ди Козимо ди Мариано, 1503–1572) - выдающийся флорентийский живописец. В начале 1530-х годов к нему приходит известность в качестве поэта и живописца. Его произведения придали особый статус флорентийскому придворному портрету, тип которого затем распространился по всей Европе. Благодаря образам членов семьи Медичи и флорентийской знати, портреты Аньоло всегда пользовались особой популярностью на протяжении столетий, и художник не был забыт. В то время как его религиозные и светские аллегорические картины воспринимались последующими поколениями и критиками скорее негативно, как нечто сложное и вычурное, не имеющее ничего общего с реалистической живописью и были преданы забвению вплоть до середины XX века.

«Божественная комедия» (около 1304–около 1321) Данте Алигьери – одно из величайших произведений мировой литературы, которое дошло до нас в рукописных и печатных изданиях, часто содержащих комментарии и иллюстрации.

Среди публикаций «Божественной комедии» XVI века одним из самых популярных было издание под редакцией итальянского гуманиста Франческо Сансовино (1521-1583), выпущенное несколькими тиражами в Венеции семейной фирмой Маркиo Сесса & Фрателли (1564, 1578, 1596).

Печатное издание «Божественной комедии» Данте Алигьери 1578 года, представленное на выставке, хранится в Отделе редкой книги Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Текст книги на итальянском языке иллюстрируют 96 гравюр, а на титульном листе помещен портрет автора: погрудное изображение Данте в профиль, в лавровом венке, восходящее к аллегорическому портрету кисти Аньоло Бронзино. Поэму сопровождают два обширных комментария: текст итальянского гуманиста Кристофоро Ландино, впервые опубликованный в 1481 году, и комментарий писателя и ученого Алессандро Веллютелло. Книга происходит из собрания Матвея Александровича Гуковского (1898–1971) – известного ленинградского ученого, специалиста по истории и искусству эпохи Возрождения, профессора Ленинградского государственного университета, заведующего библиотекой Эрмитажа в 1959-1969 годах.

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (заведующий Отделом - С.О. Андросов). Кураторы выставки – Зоя Владимировна Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, и Татьяна Борисовна Бушмина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

Выставку можно посетить по маршрутам по Главному музейному комплексу: № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы).

* Люнет, Люнета (франц. Lunette – от лат. luna, lunatus - лунообразный, выгнутый серпом) — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнеты часто украшались живописным или скульптурным декором.

Когда: 10.11.2021 - 16.01.2022

www.museum.ru/N78793
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


Золотая вязь крымских узоров

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

Выставка «Провинциальный репортаж» в Музее наивного искусства, Екатеринбург

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru