НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Русский модерн: на пути к синтезу искусств

26 октября 2021Москва
К.Ф. Богаевский. Берег моря. 1907. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент
А.Я. Головин. Умбрийская долина. 1910-е. Государственная Третьяковская галерея
О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет Н.С. Гумилева. 1909. Государственная Третьяковская галерея
Ф.В. Боткин. Женский силуэт. 1897. Государственная Третьяковская галерея
А.С. Голубкина. Портрет Андрея Белого. 1907. Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея

Русский модерн: на пути к синтезу искусств

Выставка открыта с 26 октября 2021 по 30 сентября 2022

Лаврушинский переулок, 10, залы Врубеля (32-34)

Состав выставки: более 30 произведений живописи, графики, скульптуры

Куратор: Надежда Мусянкова

В ноябре в Новой Третьяковке открывается масштабный проект — выставка Михаила Врубеля. В связи с этим в освободившихся монографических залах художника в историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке представилась счастливая возможность показать посетителям музея другие грани изобразительного искусства этой эпохи. Впервые за долгие годы крупноформатное панно «Принцесса Грёза», единственное произведение Врубеля, оставшееся в его залах, окажется в окружении произведений других мастеров русского модерна.

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» музей представляет выставку, которая объединяет произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х – 1910-х годах. Известные работы и забытые шедевры продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют зрителю новые имена.

Название выставочного проекта отсылает к идее связи пластических искусств, литературы, музыки и театра, характерной для эпохи рубежа веков. Многие художники, пробовавшие себя в сценографии, перенесли опыт оформления театральных постановок в станковую живопись. Законы монументального искусства, когда глубина пространства достигается не за счет прямой перспективы, а путем расширения цветовой поверхности, повлияли на живописные произведения авторов. Принцип плоскостности изображения стал одной из причин широкого распространения картин-панно. Подтверждением этому выступают панно М.А. Врубеля, К.Ф. Богаевского, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.И. Савинова, включенные в экспозицию. Специально к открытию выставки была произведена реставрация панно "Вечер на берегу озера" (1897) Ф.В. Боткина, ныне почти забытого художника, работы которого высоко ценил С.П. Дягилев. Этим выставочным проектом Третьяковская галерея заново открывает публике имя этого талантливого мастера эпохи модерна.

Тема синтеза искусств продолжается в галерее прижизненных портретов ярких представителей Серебряного века А.А. Ахматовой (1914), Н.С. Гумилёва (1909) кисти О.Л. Делла-Вос-Кардовской, М.А. Кузмина (1910) работы А.Я. Головина, А. Белого (1907), выполненного А.С. Голубкиной, В.И. Иванова (около 1920), написанного Н.П. Ульяновым. Судьбы живописцев и поэтов тесно переплетались, они регулярно встречались на литературных и музыкальных вечерах. Приятельские и дружеские отношения помогали художникам приоткрывать внутренний мир человека, изображенного на полотне.

Стиль модерн проявил себя и в пейзажной живописи конца 1890-х - 1910-х годов. В пейзажах К.Ф. Богаевского отразились его впечатления от произведений мастеров итальянского Возрождения, французского классицизма и немецкого романтизма. М.А. Волошин называл произведения Богаевского историческим пейзажем, аргументируя тем, что на полотнах художника восточный Крым предстает как древняя Киммерия. Богаевский изображает пейзаж, глядя на него сквозь призму прошлого, то есть фактически воссоздает свое представление о том, как эта земля, ее горы, небо, море и реки выглядели столетия назад. Подчеркивая фантастичность реального пейзажа, Богаевский, по сути, добивается его мифологизации.

Жизнерадостным элегизмом проникнуты работы А.И. Савинова 1909-1911 годов, созданные автором в период путешествий по Италии в качестве пенсионера Императорской Академии художеств. Идеалистическая возвышенная трактовка натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, позволяет относить его работу "На балконе" (1909) к жанру картины-панно. Однако в этом случае мы можем говорить о театрализации сюжета: девушка словно предстает на сцене на фоне декораций, изображающих цветущую южную природу. Ароматы лимонных и апельсиновых деревьев Капри, смешанные с запахом моря, роз и "еще чего-то, что несется со всего цветущего, зеленого острова", синтезировались в архетипический образ сада - сада творческой мечты.

Многоцветие и декоративность соединились со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох в работе И.И. Бродского "Италия" (1911). Художник проводил лето на Капри в гостях у А.М. Горького, где и написал эту картину, изобразив на ней себя и близких. Чувство восхищения щедростью южного края превратила это полотно в гимн щедрости средиземноморской природы. Цветовая гамма легкой, почти невесомой живописи обнаруживает сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость.

Отечественные художники рубежа XIX-ХХ веков бурно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразием типологических форм. Обращаясь к идеям символизма, мастера модерна не просто наполняли свои композиции образами-символами, а преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения - как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо знакомые публике в рамках постоянной экспозиции, - продемонстрируют модерн в России в его многообразии.

www.museum.ru/N78767
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Выставка «Тепло дворянских гнёзд» из коллекции музея-заповедника «Коломенское» в Туле

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Международный день джаза. Концерт «Настроение в стиле джаз» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Мир Астафьева глазами художников

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка художника Игоря Гумилевского в Выставочном зале г. Тулы

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

К 80-летию освобождения Гатчины от нацистской оккупации. Выставка «Эвакуация»

Открытие летнего сезона в Петергофе

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка «Живопись Западной Европы XVII-XIX веков» из фондов Краснодарского художественного музея в Туле

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Лоик. Скульптура войны и мира

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru