Государственная Третьяковская галерея открывает выставочный проект, посвященный классику русского искусства, одному из самых светлых и гармоничных мастеров эпохи романтизма — Алексею Гавриловичу Венецианову (1780–1847). Во времена крепостного права он открыл в русском крестьянстве и скромном пейзаже тверской земли особый мир, достойный уважения и любви, таящий в себе источник вдохновения и эстетических переживаний.
Выставка открыта с 30 сентября 2021 по 6 февраля 2022
Москва, Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус
Состав выставки: более 80 произведений живописи и графики, мультимедийная инсталляция
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Тверская областная картинная галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие российские музеи
Куратор: Светлана Степанова
На выставке "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии", недавно завершившейся в Третьяковской галерее и открывающейся 1 октября в музее Альбертинум в Дрездене, Венецианов предстает в контексте европейского романтизма как один из ведущих мастеров, продемонстрировавших новые горизонты и изменивших отношение к обыденной реальности. В рамках международного проекта Третьяковская галерея представляет европейской публике жемчужину своего собрания - картину "На жатве. Лето" - произведение отечественного искусства, воплощающее одухотворенную формулу традиционного русского мира. Акцентируя такие важные ракурсы восприятия живописи Венецианова, как "пространство", "свет" и "тишина", мы предлагаем по-новому взглянуть на произведения мастера.
Увлеченный идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную художественную школу, ставшую ярким явлением в культурной жизни России. Поэтому наряду с произведениями мастера в экспозиции представлены работы его учеников: Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Фёдора Славянского, Григория Сороки и других. Собранные из разных музеев, они позволят зрителю увидеть, с какой классической ясностью и романтической одухотворенностью художники раскрывали душевную красоту и достоинство русского человека из народной среды - от обаятельных портретов детей и юных девушек до реалистических образов стариков и старух, носителей опыта и мудрости поколений.
Ключевым эпизодом на творческом пути Венецианова было знакомство с картиной французского художника Ф.М. Гране, изображающей интерьер капуцинского монастыря в Риме. По техническим причинам не удалось получить на выставку тот вариант полотна, с которым вступил в творческое соперничество русский живописец. Однако экспонируемое более позднее авторское повторение Гране позволяет увидеть "диалог" между картиной, поразившей Венецианова эффектом "натуральности" изображения сцены с монахами в интерьере, и полотном "Гумно", написанным в качестве эксперимента, но ставшим ярким воплощением идеи "оживотворения" предметов в пространстве разнонаправленными потоками света.
Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. В них на основе натурных впечатлений моделируется возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции, в которой мать-земля и женское материнство органично связывались с образом Богородицы.
Законы перспективы как важного инструмента для правдивой передачи натуры особенно волновали Венецианова. И не случайно одним из художественных открытий его учеников было изображение интерьеров. Создаваемые в качестве учебных заданий, многие из них стали подлинными жемчужинами отечественной живописи. Наполненные светом и воздухом, проникнутые неспешным ритмом протекавшей в них жизни, эти работы соединили в себе поэзию и правду, бытовую конкретность и дух эпохи ампира.
Особое место в экспозиции уделено образам "русской Венеры", созданным Венециановым на волне увлечения античностью и преклонением перед естественной красотой крестьянок. Камерная выставка живописных и графических работ Венецианова и мастеров его школы настроит посетителей на созерцательный лад, позволит вчувствоваться в красоту и обаяние произведений, осмыслить заключенные в них "культурные коды" и прикоснуться к тайне художественной гармонии.
В экспозиции также представлена мультимедийная инсталляция, демонстрирующая рисунки друга Венецианова Капитона Алексеевича Зеленцова (1790 - 1845) к "Увеселительной азбуке" - уникальному изданию 1835 года, в котором каждая буква раскрывается в жанровых мотивах. На двадцати восьми листах разворачивается увлекательная картина жизни первой половины XIX века в виде природных объектов и архитектурных деталей, узнаваемых человеческих типажей и предметов повседневного обихода, представителей мира животных и птиц, музыкальных инструментов и принадлежностей ремесла. Влияние Венецианова сказалось в интересе к жанровости и народному быту, отразившимся в сочинении сценок и подборе деталей.
Специально к выставке подготовлены альбом-каталог, включающий более 120 произведений живописи и графики Венецианова и его учеников, и издание для детей, посвященное картине "На пашне. Весна".