НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова

c 16 сентября 2021 по 13 марта 2022Москва
В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884 - 1887.  Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент.
Ф.А. Малявин. Вихрь. 1906. Государственная Третьяковская галерея
В.А. Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея
К 165-летнему юбилею со дня своего основания Третьяковская галерея подготовила яркий и неожиданный для большинства зрителей проект - выставку-маршрут "Отвергнутые шедевры…", который проложен по постоянной экспозиции в историческом здании музея в Лаврушинском переулке.

Выставка открыта с 16 сентября 2021 по 13 марта 2022 г.

Москва, Лаврушинский переулок, 10

Состав выставки: 20 экспонатов

Куратор: Татьяна Юденкова

Выставка предлагает посетителям пройти по залам классического искусства Галереи и увидеть самые неоднозначные, острые и обсуждаемые в России во второй половине XIX - начале XX века произведения, которые нашими современниками воспринимаются как хрестоматийные шедевры. Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми, что вокруг них не утихали дискуссии. Со временем градус полемики снизился, острота проблематики ушла в прошлое и забылась. И те работы, которые когда-то возмущали публику, сегодня стали привычными и всеми любимыми.

Из 20 полотен, включенных в состав проекта, 15 были куплены самим Третьяковым. Три картины по разным причинам он не приобрел, две были созданы и приобретены уже после его смерти Советом Галереи, который продолжил политику коллекционера.

Маршрут выставки начинается в 16 зале и на всем его протяжении возле экспонатов расположены специальные стойки с информацией о том, почему тот или иной шедевр был отвергнут современниками. На них же размещены QR-коды с более подробной историей о каждом произведении.

Включенные в состав маршрута произведения отмечают высшие достижения отечественного искусства - столетий. Значительная часть этих работ была приобретена Третьяковым именно в тот момент, когда большинство их не принимало и критиковало. В этом смысле факт покупки картин демонстрирует верность поставленной цели, удивительное художественное чутье и смелость коллекционера, воспринимается как своего рода вызов московского купца обществу, прежде всего чиновничьему Петербургу. Среди отобранных для экспозиции картин такие шедевры, как "Боярыня Морозова" (1887) В.И. Сурикова, "Сельский крестный ход на Пасху" (1861) В.Г. Перова, "Неизвестная" (1883) И.Н. Крамского, "Березовая роща" (1879) А.И. Куинджи.

Идея проекта - показать, как были встречены современниками избранные полотна и как менялись эстетические представления и предпочтения публики на протяжении ста с лишним лет, сколь разнообразно и неоднозначно может быть истолкование той или иной картины критиками, писателями, общественными деятелями. В момент появления на публике, оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, произведения вызывали не только споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до запрета цензурой на экспонирование, снятия с выставки и изъятия из каталога. Атмосфера идейных и эстетических разногласий во второй половине XIX века, взаимоисключающих высказываний ранила живописцев, вносила смуту в отношения между единомышленниками, создавала ситуацию противостояния в искусстве и делила участников художественного процесса на вражеские лагеря, отражая поляризацию критической мысли.

Подзаголовок проекта "Вызов Павла Третьякова" выбран неслучайно. Мы привыкли воспринимать основателя Третьяковской галереи как щедрого благотворителя, просвещенного мецената, подарившего городу свою коллекцию, как человека законопослушного, дисциплинированного, лояльного властям, очень осторожного и осмотрительного. В самом деле, сделав свое собрание общедоступным, он вынужден был опасаться цензурных запретов, поэтому исполнял их неукоснительно, заботился в первую очередь о музее, его благополучии, о том, чтобы он был открыт публике ежедневно.

Выбор произведений всякий раз был связан с мировоззренческой платформой Третьякова, с тем комплексом представлений, которыми он руководствовался всю свою жизнь.

Павел Михайлович принимал решения обдуманно, порой вопреки общественному мнению. Он демонстрировал проницательность, безупречный эстетический вкус и непреклонность при отстаивании своей точки зрения. Таким образом меценат оказывал нравственную и финансовую поддержку художникам.

Картины, включенные в проект, представляют не столько разрозненную группу изначально отвергнутых картин, сколько ядро коллекции П.М. Третьякова, выявляют важные тенденции эпохи. Они отражают поиск ответов на животрепещущие вопросы времени, демонстрируют эволюцию русского искусства в сторону его самоопределения, преодоления "чужеземных" влияний, поиска национальных прототипов и пластических формул художественного самосознания второй половины - начала века. Картины, включенные в состав выставки-маршрута, уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи и русского искусства в целом.

www.museum.ru/N78485
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.01.2022  x    ?  


Три века российской прокуратуры. Редкие издания из фондов Российской национальной библиотеки

К 350-летию со Дня рождения Петра I. Выставка «И памяти твоей, Великий Петр»

Московский изразец на выставке в музее-заповеднике «Коломенское»

«Ночь в Манеже», С.-Петербург

Выставка Данилы Ткаченко «Осколки» в Галерее Люмьер

Николай Денисенко. Рассказы света

Фотовыставка Дмитрия Сеника "Карасуны"

«Мимолетный стиль модерн»: новый цикл проекта «Знание. ВДНХ»

«Ветер с Волги». Выставка картин Владимира Маслова в Угличском музее

Тихвинские Рождественские образовательные чтения посвятят личности Петра I

Елена Арцутанова. Ритмы. Живопись последних лет

Артур Молев. Бадя

Выставка «Богаевия» в Феодосийском музее А.С. Грина

Музей-квартира И.Д. Сытина запускает новый проект "Встречи у Сытина"

Залман Шкляр. Московский стоп-кадр

Выставка «Исчезающий и вечный» в Музее Востока

Завершена реставрация Родительской усадьбы М.А. Шолохова

Выставка «Придумали и сделали! Виктория Нурисламова. Языковые конструкции»

Детский фестиваль искусств «Январские вечера»

Российско-американский проект «Самое время снова запустить быструю коричневую лису… не так ли?»

Зима'22 на "Пушкинской-10"

Владимир Мигачёв. Холодный фронт. Выставка в галерее ARTSTORY

«Жизненный путь». Выставка произведений Владимира Галатенко в Российской академии художеств

Кван Йонг Чан. Объединения

Магический реализм Сергея Чубарова

Кронштадт. Город с железным характером

Виллем ван Вигель. Кинетическая скульптура


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru