В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открыта выставка произведений японской ксилографии «ЗОЛОТОЙ ВЕК ЯПОНСКОЙ ГРАФИКИ».
Передвижная коммерческая выставка коллекционных графических работ японских художников эпохи Эдо предоставлена компанией «Арт центр» из Санкт-Петербурга. Рязанские зрители уже не раз знакомились с качественными познавательными проектами «Арт центра»: литографиями Рене Магритта, Анри де Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо из европейских коллекций, экспонировавшихся в выставочных залах музея ранее.
«Картины ускользающего мира» — по-японски «укиё-э» — такое название носит графика эпохи Эдо (XVII – первая половина XIX века) с самыми разнообразными сюжетами: от уличных жанровых сценок, литературных сюжетов, до иллюстрации мест известных преступлений, портретами гейш, актеров театра кабуки и изображениями птиц и цветов. В Японии была необычайно популярна цветная гравюра: ею украшали веера, интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов.
Техника исполнения укиё-э — ксилография — печатная тиражная графика. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии. Художник рисовал черно-белую основу и обозначал расцветку отдельных деталей, резчик переносил картину на доску, а печатник подбирал цвета и переносил изображение на бумагу. На каждом листе обязательно давалась краткая информация о сюжете, на тот момент это было дешёвое, доступное средство массовой информации. Демократический характер гравюры заключался не только в ее содержании, дешевизне и доступности, — в ней наиболее тесно соприкоснулись понятия утилитарного и прекрасного. Заимствованное из философии дзэн-буддизма понятие подчеркивает эфемерность исчезающих мгновений и умение наслаждаться сиюминутным в быстро утекающей реке времени. Она быстро полюбилась широким массам горожан и почти два столетия была самым популярным и значительным видом японского изобразительного искусства. Развлекательную и информативную функции гравюра сохраняла на протяжении всей своей истории, независимо от смены стилей.
Расцвет укиё-э тесно связан с периодом возвышения Эдо — современного Токио. Уже к началу XVIII века город обладал миллионным населением и превосходил по размерам все европейские столицы. Эпоха Эдо — период расцвета не только в изобразительном искусстве Японии, но и в литературе, поэзии, театре. Слава признанных шедевров ксилографии, созданных такими мастерами, как Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада, Китагава Утамаро, быстро вышла за пределы Японии. На выставке представлены работы из знаменитых серий «36 видов Фудзи» Кацусики Хокусая, «53 станции Токайдо» Андо Хиросигэ, «Альбом птиц и цветов» Коно Байрэя и «Комические виды знаменитых мест в Эдо» Утагавы Хирокагэ. Экспозиция состоит из 63 ксилографий и подробных информационных стендов с описанием особенностей каждого жанра, что позволяет полнее познакомиться с этим традиционным видом японского искусства, оказавшим значительное влияние на европейский модернизм начала ХХ века.
Выставка работает по 3 октября 2021 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83