НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Феликс Волосенков. Валерий Лукка. Живопись, графика, скульптура

c 19 августа по 12 сентября 2021Республика Карелия
Феликс Волосенков (р. 1944). Автопортрет. 2021 Бумага, смешанная техника
Валерий Лукка (р. 1945). Автопортрет. 1997-1998 Бумага, смешанная техника
Валерий Лукка. Мой брат. Поэт Николай Лукка. 2008. Холст, смешанная техника
Валерий Лукка. Сумерки. 2018. Оргалит, смешанная техника
Феликс Волосенков. Осень в саду 3. 2017. Бумага, смешанная техника
В Городском выставочном зале г. Петрозаводска открылась выставка, представляющая творчество двух художников, чьи имена - целая эпоха в искусстве Ленинграда - Петербурга: Валерий Лукка и Феликс Волосенков. В экспозицию вошли произведения живописи, графики и скульптуры, созданные ими в разные годы ХХ - начала ХХI веков. В том числе публике будут представлен ряд работ, переданных авторами в дар Музею изобразительных искусств Республики Карелия.

Владимир Назанский, куратор выставки, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников, арт-директор "Нового музея" - о выставке и её участниках:

"В конце 1970-х годов, практически параллельно со становлением неоэкспрессионизма в Германии, выпускники Академии художеств Вячеслав Михайлов и Валерий Лукка совместно с Феликсом Волосенковым обратились к поиску новых средств выразительности. В то время, несмотря на ряд идеологических ограничений и конфликт между властью и художниками-нонконформистами, шел активный процесс эстетической эволюции. Соцреализм рассматривался уже не как строгий канонический стиль с привычной техникой и заданными сюжетами, а как творческий метод, подразумевающий значительное стилевое и тематическое разнообразие.

В начале 1980-х годов творческая группа - В.Михайлов, В.Лукка, Ф.Волосенков - продолжила поиски новой выразительности и являла собой своего рода ленинградскую ветвь неоэкспрессионизма. Выход за пределы заданной "рецептуры" и привычной тематики советской живописи, энергичная и брутальная манера письма, новая и шокирующая, совпали с утопическими ожиданиями свободы и вызвали особый интерес у зрителей. Уже в начале 90-х эти "три богатыря" воспринимались петербургским арт-сообществом как столпы нового искусства. Прошли десятилетия, и, хотя группа давно распалась, а художники, двигаясь каждый по своей траектории, из столпов-апостолов обновления превратились в живых классиков определенного исторического цикла в искусстве Петербурга, они по-прежнему остаются значимыми фигурами современной художественной жизни.

На протяжении десятилетий творческая история ВАЛЕРИЯ ЛУККИ складывалась последовательно и сегодня представляется цельной. Пережив в молодости период увлечения стилистикой метафизического реализма, он отошел от фигуративной "гладкописи" и уже в начале 1980-х обрел свою авторскую, всегда узнаваемую манеру: баланс ментального, визуального, эмоционального. Стилистика Лукки эксцентрична, поэтична, иронична, провокативна и аскетична одновременно; в ее основе - нестандартные идеи, ходы и жесты, неожиданные решения. Работы автора - это и рефлексия, и переживание, и суждение о времени: о времени настоящем, историческом, метафизическом.

На выставке в Петрозаводске представлены графика и живопись из мастерской художника. Некоторые из них связаны с античностью - с образами Рима и Греции, где автор живет часть года, другие - с Францией и Финляндией, но большинство работ посвящены Ленинграду-Петербургу конца ХХ - начала ХХI веков. Валерий Лукка умело выстраивает временные и вневременные планы, ощущение необратимости времени и саморазрушения материи воплощаются в самой структуре его холстов. Он - поэт и обитатель времени, причем не только сегодняшнего дня: его день простирается от момента, когда Зевс догнал Геру над горой Охи до сегодняшнего вечера, до светящегося в темноте окна мастерской, до отдаленного звука поезда, отправляющегося с Витебского вокзала.

Несмотря на весь свой "концептуальный экспрессионизм" по форме, по сути Лукка - настоящий реалист, ощущающий щемящий хаос бытия. От экзистенциального отчаяния его спасают метафизика, ирония и поэзия. Он видит и выражает - и окружающую действительность, и внутреннюю жизнь без усилителей вкуса и цвета, при этом избегая внешней колористической эффектности. Но это не скорбное бесчувствие топографа равнинной жизни - энергию образа и вещество чувств Лукка передает через фактуру красочного слоя, с помощью контрапунктов коллажированных элементов. Поверхность холста у него, подобно ландшафту, становится проявлением внутренней тектонической активности, напоминает застывшие потоки вулканической лавы, а неповторимые, вывернутые наружу швы несут композиционную нагрузку, становясь фирменным знаком автора.

В графике Валерий Лукка предпочитает небольшие по формату листы, легко и импровизационно написанные подчас на клочках бумаги или газетах. Газетный шрифт проступает сквозь красочный как некий гипертекст современности, на фоне которого разворачивается текущая жизнь и все художественные игры.

Художник, вероятно, - последний герой модернизма: он не плодит симулякры, не комментирует чужие смыслы, но порождает свои. Он живет по-настоящему, в реальном конечном времени, вдали от благополучной середины, на самом краю искусства перед бездной актуальных практик. Его отличает неповторимая узнаваемая интонация.

ФЕЛИКС ВОЛОСЕНКОВ - фигура крепкая, укорененная во времени, бодрствующая, с постоянно включенным сознанием. Железный Феликс, как минимум, два в одном: во-первых, он последний герой позднего питерского модернизма, живущий и расширяющий свое пространство в пограничной области, на самом краю живописи; во-вторых, он - современник и соучастник контемпорари-арта и уже в 1980-е практиковал отдельные постмодернистские жесты, эксцессии, проявлял "империализм рассудка".

Волосенков, подобно древнему славянскому богу, универсален и многофункционален. Он - и художник, и куратор, и организатор, он - критик и софист, обсуждающий выставки, отдельные работы и иные артефакты окружающей действительности, он - уникальный коммуникатор художественного сообщества, товарищ и водитель многих "двуногих, безрогих", пытавшийся собрать и повести свое стадо неуправляемых гениев в воображаемых академических мантиях по пути обновления и найти дорогу, ведущую к океану бессмертия хотя бы в ироническом смысле. Прошли годы. И ничего, что стадо разбрелось - многое было пройдено, сделано, пережито, забыто.

Здесь и сейчас Феликс Волосенков предстает как художник, как феномен духовной экспансии, как субъект эксцессии, постоянно осваивающий новые сферы в бесконечном круговом движении творческого бытия. Каждый художник - нарцисс, растущий на вершине антропогенеза, у каждого свой миф или хотя бы игра в "дудку бога". В дудку Волосенкова дует Волос (Велес), являясь в разнообразных формах, - то в виде гладиолуса, то в виде окна в сад, а то в форме абстрактной композиции.

В экспозиции представлены живопись, графика, скульптуры. Все эти многообразные проявления Велеса на рубеже тысячелетий, в условиях тотальной турбулентности смыслов, антропологического кризиса, "смерти автора", трансформации индивидуума в дивидиум в наступающую эпоху постчеловека, имеют тем не менее характерную личностную интонацию, обладают качеством узнаваемости. Узнаваемость не исчерпывается особенностями декорирования поверхности или пространства, паттернами композиционных построений, но включает, помимо всего этого и еще многого, особую волю автора, почти полный художественный беспредел и прочую эксцессию.

Волосенковский пафос самоутверждения и экспансии, и личный, и видовой, не лишенный даже некоторого прометеевского инстинкта, блеснул в исторически коротком временном промежутке между тоталитаризмом и обществом контроля и потребления. Он все еще мерцает в пространстве, в твердеющей социальной атмосфере, постепенно превращаясь в симулякр образа свободного художника, не подверженного консьюмеризму, не лезущего в коммерческие мейн-стримы и топы, не производящего модных интерьерных предметов и прочей товарной красоты, следующего лишь внутренней алхимии творчества.

Выставка Волосенкова - это история о свободе художника, о свободе художественного жеста, о выборе, игнорирующем, словно не замечающем окружающие дисциплинарные пространства, об экспансии воли и здоровой творческой агрессии. Возможно, это притча об Икаре, набирающем высоту…"

Площадка и режим работы выставки: с 19 августа по 12 сентября 2021 / Городской выставочный зал / пр. Ленина 26, Петрозаводск / с 12:00 до 19:00, касса - до 18:30 / выходные: в августе - воскресенье, понедельник, в сентябре - понедельник /

(6+)

Контакты: +7 (8142) 78-16-50 /

www.museum.ru/N78334
Ваше мнение »»

»»Городской выставочный зал Петрозаводска
Адрес:Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 26
Проезд:Маршр. такси №№ 4, 15, 17, 21, 33, 41, 71, тролл. №№ 1, 3 до ост. "Городской выставочный зал", "Университет" или "Центральный рынок"
Телефоны:(8142) 78-1650
сайт:gvz-ptz.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru