НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Жизни с грёзою игра». Русская графика конца XIX – начала XX века

c 1 июля по 12 сентября 2021Свердловская область
Л. Бакст. Женский портрет
Камерная выставка, названная строкой из известного стихотворения Валерия Брюсова «Первый снег», открылась в одном из залов постоянной экспозиции русской живописи Екатеринбургского музея изобразительных искусств к дню рождения музея. Созданная на материале графического наследия художников Серебряного века, она расскажет об одном из самых ярких и насыщенных периодов в истории отечественного изобразительного искусства.

Конец XIX – начало XX века – время блестящего расцвета различных областей художественного творчества, когда, по выражению Максимилиана Волошина, «манометр культуры достигал до высочайшей точки напряженья». Общая картина изобразительного искусства была тогда необыкновенно сложной, противоречивой и даже пёстрой. В фокусе внимания выставки закономерно оказалось, прежде всего, художественное объединение «Мир искусства», которое на рубеже веков формировало альтернативную повестку в художественной жизни России: инициированные им экспозиции транслировали новые идеи и противостояли привычным публике показам, организованным Академией художеств и художниками-передвижниками.

В экспозиции собраны графические работы мирискусников первого поколения – Александра Бенуа, Льва Бакста, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Анны Остроумовой-Лебедевой, а также мастеров, в разные годы входивших в объединение или участвовавших в его выставках – Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Филиппа Малявина, Виктора Замирайло, Сергея Малютина, Константина Богаевского и других. Хронологические рамки представленных работ не ограничиваются рубежом веков: некоторые из них созданы позже – в послереволюционный период – и демонстрируют дальнейший творческий путь классиков «серебряного века».

Название выставки «Жизни с грёзою игра» отражает мировоззренческие позиции как мирискусников, так и мастеров кризисной предреволюционной эпохи в целом: многие из них не принимали обыденность и стремились противопоставить несовершенству реальной жизни вечные духовные ценности. В поисках гармонии художники «Мира искусства» сознательно погружались в культуру минувших эпох. Так, Александр Бенуа избрал для своего экскурса в былое Версаль времён французского короля Людовика XIV. Ряд мастеров, также отвернувшись от современной действительности, устремился к легендарному прошлому России. Среди представленных на выставке произведений – навеянные сказочно-былинным эпосом работы Виктора Васнецова, святорусские образы Михаила Нестерова, сцены из провинциального быта, воплощающие патриархальную утопию Бориса Кустодиева. Древнерусская иконопись, заново открытая знатоками искусства рубежной эпохи, вдохновляла художников, реализовавших себя, в том числе, и в религиозной живописи. Одной из жемчужин экспозиции является «Троица» Кузьмы Петрова-Водкина – акварельный эскиз для утраченного ныне алтарного витража Троицкого собора в украинском городе Сумы.

Интерес художников к творческой реконструкции русской старины проявился также в театрально-декорационной сфере. Среди представленных на выставке эскизов – «Путивль» для оперы «Князь Игорь» ценителя древнерусского зодчества Николая Рериха, а также хоромы терема, «сочинённые» Сергеем Малютиным. «Русский стиль» в сочетании с ярко выраженными чертами модерна проявился в диптихе Евгения Фирсова, предложившего вариант оформления одного из павильонов Международной выставки мелкой промышленности в Казани 1909 года.

Помимо ретроспективных фантазий художников «серебряного века», на выставке представлено и многообразие традиционных жанров, отражающих окружающую реальность – графические портреты, пейзажные этюды и зарисовки, натюрморты. Мирискусники последовательное утверждали самоценность графики, противопоставляя это подвижное искусство, способное схватывать сиюминутность происходящего, законченным «программным» живописным полотнам. Стремление быстро, со всей живостью и непосредственностью фиксировать изменчивое состояние модели или природы привело к тому, что излюбленными техниками художников рубежа веков стали акварель, гуашь и мягкие материалы – пастель, уголь, сангина.

Отдельный интерес представляет, конечно, гравюра: ранее воспринимавшаяся как вспомогательное ремесло, на рубеже XIX–XX веков печатная графика наконец обрела значение самостоятельного авторского искусства. Замечательными образцами гравюры являются представленные в экспозиции цветные ксилографии Анны Остроумовой-Лебедевой с видами Петербурга и цветные литографии Владимира Соколова, изображающие уголки Сергиева Посада.

Выставка «Жизни с грёзою игра…» работает до 12 сентября.

Адрес: Екатеринбург, Воеводина, 5

По входному билету

www.museum.ru/N78186
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:www.emii.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.02.2023  x    ?  


Выставка «Константин Федорович Богаевский» в Строгановском дворце Русского музея

Специальная выставка в рамках Эрарта Премии - 2023

Владимир Переятенец. Мои воспоминания. Живопись, графика

Выставка "Поверхности" в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»

Конференция АДИТ-2023: Мурманск

Выставка «Дары Клуба друзей» в Музее-заповеднике "Царское Село"

День российской науки в Дарвиновском музее

Выставка "Руки" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Конференция "Музей - культурный центр в пространстве исторического города" во Владикавказе

Выставка "Несущие свет"

Алена Пахомова. «Гений места» / Genius loci. Живопись. Графика

Выставка в рамках проекта «Помнить. Нельзя забыть. Сталинград» в Саратовском музее краеведения

Отец и сын. Евгений и Георгий Максимовы. Фотографии из семейного архива

Дизайн под грифом "секретно", или Машины власти, которых не было

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма

Снимите это немедленно: Политехнический музей приглашает коллег на воркшоп по фотографии

Выставочный проект «Михаил Пришвин: Главная книга». К 150-летию со дня рождения

Февральская "ЗооПалитра" ждет своих друзей

Выставка живописи Ваана Гркикяна «Ковчег»

«Цвет света». Нателла Тоидзе, Рауль Скрылёв. Живопись, фотография

Выставка "Великий физик. Великий гражданин"

Новый сезон семейных образовательных программ в Арсенале

Выставка живописи В.Н. Янтарева "Художник о войне"

Цикл детских программ "В гостях у князя" в Угличском музее

Выставка «Музей в годы войны»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru