18 июня 2021 года в Калужском музее изобразительных искусств открывается выставка «"Ночное нападение" Трофима Биго из собрания Государственного Эрмитажа».
Трофим Биго (1579–1650) – знаменитый французский художник, последователь Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610). Произведения Трофима Биго ? чрезвычайная редкость в музейных европейских собраниях. Эрмитажная картина представлена впервые после новой атрибуции и проведенной реставрации. На сегодняшний день она является единственной работой мастера в музеях России.
Трофим Биго родился в Арле в 1579 году, учился живописи в родном городе в 1593–1595 годах, а около 1600 года для продолжения обучения отправился в Италию. В 1605 году Биго уже числился членом Академии Святого Луки в Риме под разными именами с итальянизирующей транскрипцией ? Труфемонди, Трофамонте, Теофилло Биготти. Именно в Риме Биго начал писать картины под сильным влиянием утрехтского караваджиста Герарда ван Хонтхорста, прозванного Герардо деле Нотти («Герардо ночных сцен»).
«Ночное нападение» представляет собой типичный образец так называемых «caravagesque noсturne» с изображением контрастно освещенных полуфигур, вырисовывающихся из полумрака. В центральной части композиции эрмитажной картины представлен молодой человек, который становится жертвой двух внезапно напавших на него с ножом мужчин. Контрастным светом, сконцентрированным на лице главного персонажа, художник добивается выразительного колористического эффекта. Подобные сцены характерны для творчества Трофима Биго. Предполагается, что свое прозвище «Труфемонди» (от итал. Trufa – шутка) Биго получил как раз за изображение таких вот «шуточных» в кавычках сценок.
Картина «Ночное нападение» поступила в Эрмитаж в 1937 году из Ленинградской Государственной Закупочной Комиссии как произведение неизвестного художника XVII века. Изначально она была отнесена к французской школе, связывалась с именем Жоржа де Ла Тура (1593–1652) и караваджистским течением. В 1950-х годах историки искусства обращаются к изучению творчества Трофима Биго и, вот уже более полувека, продолжают раскрывать тайны, связанные с именем этого французского живописца.
Считается, что наиболее близкой аналогией к «Ночному нападению» является картина «Кричащий мужчина» (около 1615–1620) из Художественно-исторического музея в Вене, где изображен испуганный мужчина, ставший жертвой злой шутки. Исследователи находят сходства в позах и деталях костюмов действующих лиц обеих картин, во многом совпадают и колористические особенности произведений.
В ходе исследования и реставрации эрмитажного полотна на рентгенограмме фрагмента картины с изображением бумажного фонаря был выявлен водяной знак в виде окружности с изображением внутри. Подобные филигранно написанные знаки ранее исследователи обнаружили и на других произведениях мастера. Известно, что бумагу, помеченную этим водяным знаком, начали производить во второй половине XVI века в центральной Италии, в городе Фабриано, в дальнейшем она получила распространение уже по всей Италии. Оригинальная марка, отпечатанная на этой бумаге, становится своеобразным клеймом Трофима Биго.
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий С.О. Андросов). Куратор выставки Алиса Александровна Мезенцева, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке выпущено издание «"Ночное нападение" Трофима Биго из собрания Государственного Эрмитажа». Автор текста А.А. Мезенцева.
Выставка «”Ночное нападение” Трофима Биго из собрания Государственного Эрмитажа» организована в рамках Соглашения о сотрудничестве Калужской области и Государственного Эрмитажа.