ГМИИ им. А.С. Пушкина и Ансамбль солистов «Студия новой музыки» при поддержке Aksenov Family Foundation представили 31 мая премьерный в России показ видеоработы «Пустыни» (1994) Билла Виолы на музыку Эдгара Вареза. Произведение было показано в Главном здании музея, одноименное музыкальное сочинение исполнялось под управлением дирижера Сергея Акимова.
Работа «Пустыни» (Deserts) была создана Биллом Виолой для показа в сопровождении живого исполнения одноименного музыкального произведения Эдгара Вареза (1885–1965). По замыслу композитора – одного из главных новаторов в экспериментальной музыке XX века – его музыкальное произведение также должен был сопровождать видеоряд. Варез писал: «”Пустыни” для меня — магическое слово, указывающее на связь с бесконечностью. Оно означает не только “пустыни” в физическом смысле — песчаные или снежные, пустынные моря или горы, пустынное пространство космоса, пустынные улицы городов, — не только суровый, рождающий мысли о бесплодности, отдаленности, вневременном существовании аспект природы, но и то далекое внутреннее пространство, которое не увидеть ни в какой телескоп — пространство, где человек остается лицом к лицу с миром таинств и одиночества, неотделимого от самой сущности его бытия». Композитор не успел осуществить этот синтетический аудиовизуальный проект при жизни, но оставил общие ссылки на образы, предоставив пространство для интерпретации видеохудожнику.
Франкфуртский «Ансамбль Модерн», занимавшийся исполнением современной музыки, обратился к Виоле с предложением создать визуальную партитуру для «Пустынь» Вареза, после того, как солисты обратили внимание на примечания композитора о нереализованном визуальном компоненте. В октябре 1994 года в Вене состоялась премьера «Пустынь» Виолы с «Ансамблем Модерн» под управлением дирижера Петера Этвеша.
Музыкальное произведение «Пустыни» Вареза, премьера которого прошла в 1954 году, примечательно тем, что в нем используются записанные на пленку звуковые коллажи, прерывающие живую музыку в трех точках партитуры. В видеоработе Билла Виолы эта базовая структура используется для выражения резкого контраста между внутренним пространством человека, находящегося в одиночестве в комнате без окон, и разнообразными сценами внешнего мира без людей: мерцающими видами пустыни, волнообразными подводными пейзажами, ночными улицами, ярким сиянием бушующего огня. Здесь образы пустоты и разрушения не обязательно означают отрицание, потерю или окончательное уничтожение; скорее, они становятся проводниками трансформации, которая в итоге должна привести к более глубокому познанию себя. В конце концов, четкая граница между внутренним и внешним, одиночеством и пустотой разрушается через крещендо освобождения – в музыкальной партитуре и на пленке – и два мира, изолированных над и под водой, сливаются в один.
На российской премьере видеоработы «Пустыни», прошедшей при поддержке давнего партнера музея, Социально-культурного фонда Хеннесси, присутствовали: Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина; Пьер Леви, Посол Франции в России; Хиллес Арно Бесхоор Плух, Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерландов в Российской Федерации; Дмитрий Аксёнов, основатель Axenov Family Foundation, и др.