Выставка "Драгоценный убор икон", экспонирующаяся в настоящее время в музее, по мнению её авторов, уникальна во многом. Это результат двухлетней творческой работы реставраторов и сотрудников фондов музея. Идея выставки возникла, при перемещении фондов из одного здания в другое, когда хранители вновь обратились к сундукам, где хранились оклады, иконы, киоты. Выставка планировалась камерная с малым количеством экспонатов, но постепенно, благодаря открытиям и мастерству реставраторов она обрастала всё новыми и новыми экспонатами. Одной из целей выставки является знакомство с древней традицией почитания и украшения икон. Другая цель - показать значение драгоценного убора в истории темперной живописи. Выставка важна и интересна не только для посетителей музея, но и для самих сотрудников, так как впервые коллекция окладов, киотов, риз представлена в полном объёме для научной работы. Разнообразные экспонаты выставки - иконы, медные и серебряные оклады, шитые бисером и цветным стеклом ризы, венцы, деревянные киоты, принадлежащие музею, относятся к периоду с XVI по XX век. Создания столичных мастеров соседствуют здесь с работами ремесленников Саратовской губернии и прекрасными образцами глубоко народного по своему характеру монастырского шитья. Благодаря глубокой исследовательской работе хранителей, были открыты новые имена и школы Саратовских мастеров. Однако, при всем различии техники и материалов, все эти памятники объединяет их назначение: все они - различные варианты украшения, убора иконы. Икона никогда не существовала в храме сама по себе, в зависимости от ее назначения, она вкладывалась в деревянный киот, украшалась ризой, окладом или и тем и другим сразу. С исконной традицией поклонения святыням связано и возникновение ее драгоценного убора. В драгоценные оклады и ризы "одевали" иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких либо удачно завершенных событий. Убор иконы в письменных источниках носит названия "крута", иконное "кование", "казнь у икон". Современное слово "оклад" появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово "риза" (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы - это "образ окладной". Важнейшее место в жизни русского человека уже в первые века христианства занял образ Богоматери. В украшении богородичных икон с древнейших времен проявлялась одна из граней ее почитания. На выставке представлена икона "Богоматерь Тихвинская" в серебряном окладе. "Богоматерь Тихвинская" украшена серебряным окладом, выполненным в XVI веке в технике "басмы", с тонко проработанным растительным орнаментом.
"Богоматерь Тихвинская" могла быть украшена не только окладом. Рядом с иконой представлена риза, вероятно, принадлежавшая именно этой иконе, шитая в XIX веке речным жемчугом на малиновом бархате, украшенная бисером и цветными стеклами. Не менее интересен и убор иконы "Богоматерь Иверская". Это риза, шитая речным жемчугом и серебряный оклад, датируемый XIX веком. Широкое, почти повсеместное распространение в Древней Руси получили оклады в технике скани. Икона "Богоматерь Семистрельная" XIX века, украшена тончайшим серебряным кружевом. Оклад был изготовлен в начале XIX века в Москве, которая особенно славилась мастерами - серебряниками в древней технике скани. Для нас оклад ценен еще и тем, что он был выполнен в начале XIX века, когда древние ручные способы обработки драгоценных металлов постепенно вытесняются менее трудоемкой механической штамповкой. Не случайно выставка "Драгоценный убор икон" открылась накануне Пасхи. В этом контексте её можно рассматривать во многих вариантах: реставрационное мастерство, уникальные оклады Саратовских мастеров, облачение священных икон и многое другое. По мнению музейщиков, тематика этой выставки настолько широка, что из неё могут возникнуть разные варианты новых выставок. (Информационный бюллетень Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева N 12)