21 мая в Третьяковской галерее открывается выставка "Николай Фешин. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан"
Персональная выставка Николая Ивановича Фешина (1881–1955), одного из наиболее ярких художников первой половины ХХ века, станет продолжением сотрудничества Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в рамках юбилейных мероприятий в связи со 100-летием образования Республики (ТАССР).
В Казани хранится самое крупное собрание произведений художника, включающее живопись, графику, скульптуру, которые были созданы преимущественно до его эмиграции в США в 1923 году. В период углубленных исканий национального своеобразия искусства в творчестве Фешина особенно остро реализовались художественно-пластические задачи эпохи, а также открылись новые темы, связанные с жизнью многонациональной страны. Впервые в Москву планируется привезти живописные шедевры — масштабные полотна «Обливание» (1911) и «Бойня» (1919).
По замыслу автора оба полотна должны были стать частью цикла на темы крестьянской жизни. Фешин работал над ними в течение нескольких лет в мастерской Казанской художественной школы, где он преподавал с 1908 по 1923 год. Этюды к картине "Обливание" были написаны в селе Надеждино Лаишевского уезда Казанской губернии в имении художника Н.Н. Бельковича, на дочери которого Фешин женился в 1913 году.
Обряд обливания ледяной водой в летнюю жару по народным поверьям защищал людей от хворей и предотвращал засуху. "Бойня" была задумана художником в 1904 году во время поездки с экспедицией инженера-геолога Н.Л. Ижицкого в район южного Енисея. Увиденная художником кровавая сцена убоя скота запечатлелась в его сознании и стала символом событий 1905 года в России - кровавого воскресенья и революции.
В историю русского и американского искусства Фешин вошел прежде всего как великолепный портретист. В своих ранних работах он следовал лучшим традициям реализма. "Портрет отца" экспонировался на 45-й выставке Товарищества передвижников и был высоко оценен художественной критикой "как единственное, что достойно упоминания на выставке". Иван Александрович Фешин, владевший позолотностолярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Он всегда поддерживал сына в его желании стать художником и помогал ему на протяжении жизни. Фешин считал отца своим первым учителем, неоднократно создавал его живописные и скульптурные портреты. На выставке представлено несколько портретов покровительницы Н.И. Фешина, его ученицы и мецената Н.М. Сапожниковой (1877-1944). Кроме живописи, она занималась музыкой, преподавала, а после отъезда Фешина в США приняла его мастерскую. В 1912 году она организовала студию, ставшую одним из центров художественной жизни Казани. В ней работали Н.И. Фешин, В.Э. Вильковиская, А.Г. Платунова, К.К. Чеботарёв, В.А. Попов и другие. По заказу Н.М. Сапожниковой был исполнен и портрет ее племянницы - девятилетней Вари Адоратской (1904-1963). Годы спустя модель вспоминала о своем сильном волнении перед сеансами, о непростом поиске автором композиции. Первоначально Фешин хотел написать Варю в плетеном кресле за столом, кормящей с ложечки куклу, но впоследствии изменил решение. В радикальности позы сидящей на столе фигуры выразилось стремление мастера к новизне и поискам индивидуального стиля. Не по-детски серьезный взгляд девочки контрастирует с небрежностью обстановки, обнажая скрытую противоречивость образа. Серебристый ровный фон стены подчеркивает белизну скатерти и батистового платья, яркие краски натюрморта на столе. Портрет стал одним из высших достижений русского периода творчества Фешина и по праву ставится в один ряд с лучшими детскими образами конца XIX века - "Девочкой с персиками" В.А. Серова и "Стрекозой" И.Е. Репина.
Дочь художника Ия, так же как отец и жена, неоднократно становилась моделью его живописных, графических и скульптурных произведений. Скульптурный портрет дочери был исполнен мастером уже в эмиграции в Таосе (штат Нью-Мексико, США), где он построил по собственному проекту дом для своей семьи, украсив интерьеры деревянной резьбой.
Ия Николаевна Фешина-Бренхам (1914-2002) впоследствии посвятила жизнь сохранению памяти об отце и его наследии. В 1976 году она посетила Советский Союз, чтобы захоронить прах художника, и подарила несколько его произведений Музею изобразительных искусств в Казани.
Многогранное творчество Н.И. Фешина, сформировавшееся в начале ХХ века под влиянием реализма, импрессионизма и экспрессионизма и окрашенное неповторимым индивидуальным стилем, по-прежнему никого не оставляет равнодушным, особенно истинных ценителей живописи.
Кураторы выставки: Надежда Александровна Мусянкова, Татьяна Сергеевна Зелюкина
Для посетителей выставка открыта с 22 мая по 22 августа 2021года.
18+
Москва, Лаврушинский переулок, 12, 2-й этаж. Инженерный корпус