В канун весенних христианских праздников – Благовещения и Светлой Пасхи – Музей имени М.А. Врубеля открывает выставку, посвященную теме святых, уходящей своими корнями к Ветхому Завету и со времен Киевской Руси являющуюся важнейшей в отечественной культуре.
3 апреля 2021 – 1 августа 2021
Состав выставки: свыше 40 икон и меднолитой пластики с образами Христа, Богоматери, почитаемых святых конца XVI – начала XX века из собрания Музея имени М.А. Врубеля.
Из Ветхого Завета перешло почитание небесных ангельских сил, святых пророков, доблестных воинов, смиренных праведников. В православии углубилась вера в их святое спасительное покровительство, заступничество во времена невзгод и тяжелых испытаний.
Выставка на примере церковного искусства конца XVI – начала XX века рассказывает об особо почитаемых иконах.
Один из самых ранних памятников, представленных на выставке, – «Образ всех святых» – датируется концом XVI века и восходит к традиции размещать на иконах трех и более святых, в чем можно уловить стремление заручиться поддержкой нескольких небесных покровителей. Однако чаще святые изображались единолично.
Во всей христианской культуре и искусстве главным является образ Иисуса Христа. Именно к Спасу, Небесному Царю, многие века обращали свои молитвы земные владыки: русские князья, цари. На выставке демонстрируются образы «Спас Нерукотворный», «Спас Оплечный» (икона из Деисуса), «Деисус», «Христос в терновом венце» (все XIX века).
Особого внимания заслуживают изображения Девы Марии XIX века, свидетельствующие о глубоком почитании Богородицы в России, – «Рождество Богоматери», «Покров», «Положение Ризы Богоматери», «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Умиление».
Интересный раздел экспозиции составляют иконописные образы особо почитаемых святых. Иконы архангела Михаила обращают к библейской традиции прославления небесного архистратига. В XV–XVI веках возрастает авторитет архангела как покровителя княжеской династии, русского государства и воинства. В Московском Кремле Архангельский собор становится одной из главных святынь страны на все времена.
К подвижникам Русской земли относятся византийские святые, чьи иконописные изображения можно увидеть на выставке. Среди них – Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, святой Пантелеймон, великомученица Екатерина Александрийская, целители Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Антипий Пергамский, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.
Сонм русских святых представляют редкие иконы князей и княгинь, датированные концом XIX – началом XX века, – «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой благоверный князь Александр Невский», иконы преподобных Симеона Верхотурского, Серафима Саровского. Их имена получили статус общенациональных святых.
Светлому празднику Пасхи посвящена серия икон «Воскресение Господне», выполненных талантливыми мастерами в иконописных центрах дореволюционной России. В экспозицию также вошли образцы меднолитой пластики с изображением святых, популярных в народной среде.
Сегодня христианство насчитывает тысячи святых заступников. Выставка напоминает о нравственных идеалах, на которых воспитывались многие поколения россиян, – честности, добросовестности, любви к Родине, правдолюбию, общественной активности. С древнейших времен святые направляли свои усилия на укрепление государства, решали социально-нравственные задачи, вопросы патриотического воспитания русского воинства.
Русские святые, по выражению Г.П. Федотова, служили «тому Христову свету, который светился в царстве». Ученый богослов подчеркивал, что на примере созидательной деятельности святых монахов, основателей и строителей монастырей утверждалась «библейская ценность труда». Деяниями святых князей укреплялись границы земель, строились храмы, крепостные сооружения, прославлялись привезенные из Византии древние иконы Христа, Богоматери. Так утверждалась «ценность труда и культуры как выражения высшей природы человека, его богоподобия».
Куратор выставки – хранитель фонда икон Татьяна Владимировна Еременко
(0+)