Выставка посвящена истории учреждения монастырей, а также полной драматических событий истории монашества в русском православии. На выставке представлено более 100 экспонатов: живописные и графические виды как знаменитых православных обителей, так и небольших монастырей, иконы с изображениями основателей монашеских общин, церковные книги из типографии первого на территории Руси монастыря – Киево-Печерской лавры, а также изделия монастырских ремесленных и иконописных мастерских и фотографии богомольцев.
Первые монастыри возникли на Руси в конце X – начале XI веков после принятия христианства. Слово монастырь имеет греческое происхождение и переводится как «уединенное жилище».
Первым русским монастырем является Киево-Печерская обитель, основанная в 1051 году святыми Антонием и Феодосием Печерскими и вскоре ставшая духовным и культурным центром Киевской Руси. С XII века монастыри начинают активно возводиться в Новгородских землях.
В XIV – XVI веках монастыри становятся не только религиозными, но и политическими, экономическими центрами Русского государства.
Монастыри, являясь «крепостями духовными», в то же время хорошо укрепленными форпостами, что позволяло им отражать вражеские атаки и выдерживать длительные осады, которым монастыри часто подвергались. Троице-Сергиев, Псково-Печерский, Соловецкий и другие обители были мощными сооружениями, не раз защищавшими границы русского государства.
Неоценимый вклад внесли монастыри в развитие материальной и духовной культуры России: в них создавались летописи, переписывались и переводились духовные книги, развивалось искусство иконописи, резьбы по дереву, шитья, собирались уникальные библиотеки (в которых хранились не только богослужебные, но и географические, военные, философские сочинения), возводились архитектурные комплексы и сооружения.
В России существовали монастыри различных типов: лавры, ставропигиальные монастыри (подчиненные непосредственно Синоду или Патриарху), пустыни и скиты. Складывались культурные центры: Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Кирилло-Белозерский, Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Саровская, Оптина, Нило-Столбенская пустыни в Центральной России. Кроме того, в каждом регионе России существовали местные особо почитаемые обители.
В Российской империи в начале XX века насчитывалось около тысячи монастырей и более ста тысяч монашествующих. После октябрьской революции политика по отношению к религии и Церкви изменилась кардинально. Большинство монастырей было закрыто. После крушения советской власти в 1990-х годах в России появились условия для возрождения монастырей. В настоящее время многие из разрушенных обителей восстановлены и принимают тысячи паломников, желающих посетить «святоотеческие» места.
Монастыри являлись не только местом затворничества для людей, решивших принять постриг, но и служили скрипториями – местом создания и хранения летописей, религиозной и духовной литературы. На выставке представлена духовная литература – различного плана сборники, синодики, патерики, как рукописные, так и напечатанные в монастырских типографиях.
Жизнь монахов регламентировал монастырский устав – свод правил проживания в монастырях, который составлялся основателями и игуменами (настоятелем монастыря). Основу монастырской жизни братии и послушников составляли молитва и труд. Монастырям принадлежали крупные земельные участки, на которых монахи занимались земледелием, бортничеством, виноделием и разведением домашнего скота, вели торговлю предметами, созданными руками насельников обителей: иконами, книгами, посудой, ювелирными изделиями. При монастырях существовали иконописные, резные, литографские и другие мастерские. В них трудились как простые монахи, так и знаменитые иконописцы. Благодаря монахам-иконописцам в XVI веке были созданы строгановская и годуновская иконописные школы. Художественные мастерские существовали в Соловецком, Антониево-Сийском и Холмогорском монастырях, Почаевской, Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской лаврах, Дивеевском монастыре, а также многих других обителях. На выставке посетители смогут увидеть иконы, написанные в иконописной мастерской Троице-Сергеевой лавры, Серафимо-Понятаевского монастыря. Александро-Невской лавры.