22 апреля в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка "Иван Лубенников. Живопись. К 70-летию со дня рождения художника". На выставке будут представлены более 60 живописных произведений 1980-х - 2020-х из частных коллекций и мастерской художника. Экспозиция отражает широкий спектр тем, которыми увлечен автор. Это первая персональная выставка художника в Русском музее.
На протяжении всего своего творческого пути Лубенников смело и осознанно работает с опытом предшественников. Иногда это откровенный римейк, определяемый новыми смыслами, задаваемыми временем. Прямые обращения к классикам через названия при абсолютно оригинальном содержании ("Свежий кавалер", 2020) дополняются диалогом с "шестидесятниками" - например, "Влюбленные" (2012), перекликающиеся с одноименным произведением крупнейшего шестидесятника Гелия Коржева, сохраняют ряд признаков прототипа, включая брутальную мужественность героя, однако перемещаются на благоустроенный комфортный пляж.
Очевидная и отмечаемая всеми ирония никогда не переходит у художника в насмешку, будь то галерея женских образов, жанровых сцен или портретов. Хотя у Лубенникова о портретах в общеупотребительной терминологии говорить сложно. Предельно конкретные образы (черты лица, комплекция, временные отметины типа синяка под глазом) в то же время абсолютно вписываются в некий социально-психологический тип (по чертам лица, по комплекции, по следам бурной жизни). Это, конечно, не портрет в привычном смысле этого слова ("Поэт", 2009; "Человек с Беломором", 2016; "Лицо свободы", 2018).
Каждый образ, каждый персонаж художника интересен в своей сложности. Следует отметить текст как часть изобразительной композиции, что у Лубенникова всегда не только сюжетно, но и стилистически оправдано ("Огонь, вода и медные трубы", 2009; "Птица в доме", 2011)
К теме обнаженной натуры Лубенников обращается спокойно и откровенно, но и в этом случае - как и в случае иронии без издевательства - художник остаётся верен принципу глубокой этичности искусства. Красавицы Лубенникова (иногда "красавицы" в кавычках, с точки зрения утверждённых в обществе стандартов) очень живые и естественные, потому и привлекательны ("День", 2009; "Четверть луны", 2011).
Натюрморты Лубенникова порой диалогичны голландским XVII века, в которых материальность доведена до осязаемости. А ряд натюрмортов 2017-го и других лет приурочен к известному юбилею и представляет прототипы советской эмблематики - серп и молот - в заведомо сниженной бытовой обстановке ("Пауза", 2017).
"Всё во всём" - принцип пантеизма, близкий творчеству Лубенникова. Потому на его картинах много русалок и других природных духов, воплощённых вегетативных сил, витальных персонажей. Однако русалки, судьбой направляемые естественно к рыбакам, античные богини, библейские персонажи и другие обитательницы пространств мифа и фольклора всегда остаются в живописи Лубенникова нашими современницами ("Удача", 2013; "Сусанна и старцы", 2020). Анахронизм в данном случае - не прием, дающий дополнительный социально-политический смысл (зачастую совершенно чуждый) архетипическому образу, но способ создать среду близкого проживания, доверительного общения с персонажем: своим, говорящим на нашем языке ("Нимфа, завязывающая сандалии № 2" (2018). Так в "Диане" (2008) героини, хотя и предстаёт на фоне почти ренессансного пейзажа, более напоминает увлечённую страйкбольщицу.
Иван Леонидович Лубенников родился в 1951 году в Минске. Профессор кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова, народный художник Российской Федерации (2006), действительный член Российской академии художеств (2012). Награжден орденом Дружбы (2011). Награжден "Премией правительства РФ в области культуры за 2011 год" за оформление станций московского метро "Маяковская", "Сретенский бульвар" и "Славянский бульвар" (2012).
Произведения Ивана Лубенникова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, многих российских и зарубежных музеях и частных коллекциях.
Выставка продлится до 29 июня.