Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника России, члена-корреспондента РАХ Виктора Пантелеевича Псарёва «Художник и время». В ретроспективную экспозицию войдёт более ста живописных и графических работ, созданных автором в период с 1985 по 2021 год.
Творчество мастера, проникнутое истинной любовью к Отечеству и патриотизмом, вселяет надежду, что связь поколений не прервётся. Именно такие цели ставят перед собой мастера студии имени Н.Б.Грекова, художником которой с 1980 года является В.П.Псарёв.
Виктор Пантелеевич Псарёв родился в 1950 году в городе Лениногорске. После переезда с родителями в Усть-Каменогорск, стал посещать занятия художественной студии Дворца пионеров. Там его первым педагогом по рисунку и живописи стал Е.Н.Годовский, у которого будущий художник учился не только основам мастерства, но и особому, пытливому взгляду на жизнь. Окончив художественное училище в Алма-Ате и отслужив в армии, в 1974 году начинающий живописец поступил в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, где учился в мастерской народного художника СССР, академика РАХ Таира Салахова. Под руководством Салахова молодой мастер провёл свою первую выставку в Российской академии художеств. Всего у Псарёва их было более четырёхсот.
В.П.Псарёв обладает широким творческим диапазоном. Художника интересуют исторические и военные события, сюжеты о жизни и деятельности современников, а также нравственно-религиозные, философские и библейские темы. Среди самых известных работ: диорама «Центральная переправа через Волгу» в Музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде, «Вечер» (1977г.), «Портрет молодого солдата» (1981г.), «Память. 9-я Мая» (1978-1985гг.), триптих «Раны сердца» (1989г.), «За землю Русскую» (1991г.), «Материнство» (1994г.), «Художник и время» (2004г.) и многие другие. Тема Памяти была и остаётся главной в творчестве художника.
Ещё в институте Виктор Пантелеевич задумал серию работ на тему «Память» (1988-2012 гг.), за которую в 1997 году был награжден дипломом Российской академии художеств. Его вдохновил сюжет, близкий каждому, живущему в России, – воспоминания о войне. Однажды художник прочитал о том, что молодые ребята посадили целый сад, назвав каждое дерево в честь погибшего бойца Великой Отечественной. Так родилась картина, названная «Сад памяти», на которой мальчик внимательно рассматривает портреты погибших на войне солдат. Полотно «Диалог» – часть триптиха «Раны сердца» – художник посвятил современной российской молодёжи. С одной стороны картины изображены представители так называемых неформалов, с другой – солдаты минувшей войны, а также недавнего – афганского или чеченского – конфликта. Этот разительный контраст рождает в душе зрителя вопрос, являются ли ушедшие воины героическим примером для нашей молодёжи.
Важным этапом в творчестве Виктора Псарёва явилась работа над воссозданием живописного убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Впечатления от реставрации храма легли в основу полотна «Патриархи Московские и всея Руси», продолжившего тему Памяти.
Портретная галерея художника демонстрирует образы Владимира Высоцкого, Андрея Тарковского, Александра Солженицына, Иосифа Бродского и Василия Шукшина из серии «Сыны России» (1988-2017 гг.), а также целый ряд изображений друзей и близких художника, которые будут представлены в экспозиции.
Внимание зрителя, несомненно, привлекут пейзажи мастера, выполненные во время многочисленных путешествий – природа родного края, его первозданность в работах «Степь», «Вишня», «Последний луч», полные солнца серии «Италия», «Санторин» » и другие.
Художественный мир Виктора Псарёва пронизан идеей относительности времени. Свойственное автору ощущение единства истории, исторических и человеческих судеб воплощается в характере образного пространства его работ, живописной интерпретации, композиционных приемах, создающих богатейшие ассоциации. Глубоко волнуют художника судьбы поколений, переживших катаклизмы российской истории начала 20 века. Поднимая много важнейших проблем, обращаясь к сущностным пластам русской истории, выставка станет серьезным поводом для раздумий.