Российская академия художеств представляет выставку произведений члена-корреспондента Российской академии художеств Ильи Комова «Цветовой профиль». В экспозиции – более 40 произведений нескольких последних лет, выполненных в излюбленных авторских жанрах пейзажа и портрета.
Имя Ильи Комова хорошо известно российскому и зарубежному зрителю. Он участник групповых художественных проектов, более 50 персональных выставок мастера с успехом прошли в России и за ее пределами. Выставка в Российской академии художеств – новый угол зрения, новая возможность осмысления природы творчества этого интересного автора.
Живопись и, в первую очередь, цвет остается для И.Комова универсальным языком общения с миром. Состояния, мимолетные впечатления, преломление света или игра теней, сложные сочетания цветов - предмет исследования и неустанного восхищения мастера. Исследователи называют его настоящим гурманом «тонких цветопластических нюансов и резких громких ударных акцентов. Он верит в живопись, как верили в нее большие мастера прошлого. Он пишет виды городов и пригородов, речные берега, горные дали, и вообще то, что можно видеть глазом, а не придумывать головой. Он ценит российские основы и фундаменты созерцательного, лирического, но притом и декоративного, «иконного» письма». Более 30 лет художник посвятил изучению технологии живописи в реставрационной мастерской Саввы Ямщикова. Возможно, поэтому столь выражена цветомузыкальность пластического и композиционного строя его работ.
В своём творчестве Илья Комов опирается на опыт не только мастеров древнерусской монументальной живописи, но и русского и французского искусства первой половины ХХ века. Это сочетание, наряду с несомненным даром чувства пространства и живописной свободой, позволяет художнику достигать образной глубины и острой эмоциональности своих произведений. Этот внутренний творческий диалог эпох и культур своеобразно акцентирован в экспозиции выставки, в своей пейзажной части объединившей работы, созданные в Москве, Петербурге и городах Юга Франции - Восточных Пиринеев. Коллиур, Сере - исторически эти французские города неразрывно связаны с изобразительным искусством ХХ века, здесь жили и творили Матисс, Пикассо, Майоль, Брак, Дерен, Марке, Сутин, Дюфи … В последние годы И.Комов, работающий в разных городах и странах мира, пишет и регулярно экспонируется в Сере. Незабываемым опытом для него стала творческая работа высоко в Пиренеях, в монастыре Сен-Мартен-дю-Канигу. Произведения, созданные там, также представлены на выставке. Пейзажи Волги и Невы, каналы Петербурга и долины Лангедока И.Комова – это, по словам искусствоведов, почти абстрактные цветовые «подборы». И все же художник никогда не жертвует видимой реальностью, создавая образы, основанные на натурном впечатлении.
Столь же предельно обобщены по форме, звучны и эмоциональны в цветовом отношении и портреты, составившие вторую значительную часть экспозиции. Пластический строй их монументален, рисунок знаково-лаконичен, цвет открыт. И одновременно авторские поиски в живописи подчинены выражению психологической глубины и индивидуальности модели, неповторимой тональности, живой и трепетной сущности образа.
Илья Олегович Комов родился в 1965 году в Москве. Выпускник МСХШ и Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова (живописная мастерская под руководством профессора Т.Т.Салахова, 1989 г.). С 1991 г. - член Союза художников России. В 2007 г. награжден серебряной медалью Российской академии художеств. Произведения художника находятся в собраниях отечественных художественных музеев, в российских и зарубежных частных коллекциях, в том числе в собраниях Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, Председателя партии Индийский Национальный Конгресс Сони Ганди.
Текст подготовлен на основе статьи доктора искусствоведения, академика РАХ А.К.Якимовича
Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств